Поиск на сайте

 

 

 


Просим Вас оценить работу нашей организации

Ваше мнение очень важно не только для нас, но для Министерства
культуры Российской Федерации.

https://forms.mkrf.ru/e/2579/xTPLeBU7/?ap_orgcode=430220546

 

 

Оцените наш сайт

Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры Брянской области

 

 

 

 

 

 

 

Штаб-квартира секции
публичных библиотек
Российской библиотечной
ассоциации

 

 

В нашей библиотеке вы можете получить полный доступ к объединенным фондам Национальной электронной библиотеки

 

Яндекс.Метрика

Портал Культура.рф

Забытые деревни Унечского района

История русского государства наполнена и радостными, и трагическими событиями. Современники и потомки по-разному их оценивают, спорят о них. Несомненно, в названии темы слово «забытые» можно считать неуместным. Ведь для тех, кто жил в этих деревнях, история жизни незабываема. Разве можно забыть свою жизнь, жизнь своих родителей, дедов – прадедов? Жизнь в деревне особенная: все на виду, всё делают вместе, всё друг о друге знают. «От людей на деревне не спрятаться». Жизнь в деревне далека от комфорта: воду нужно носить из колодца, топить печи, заготавливать дрова, ухаживать за скотиной, огородом, подворьем. В бесконечном круговороте деревенских дел расслабляться нет возможности.
Люди в деревне трудолюбивые, надёжные, порядочные. Какие тяжёлые испытания смогли они выдержать: процесс раскрестьянивания (коллективизации), военное лихолетье, работу в колхозе « за палочки», то есть трудодни. Рассказывая об этом, люди до сих пор плачут!
Как правило, в каждой деревне почти все однофамильцы, далёкие или близкие родственники. А происходило это так: когда земель вокруг деревни уже не хватало, некоторые семьи уходили осваивать новые места (становились выходцами): строили дома, расчищали места под пашню

Но все эти события не прошли бесследно. В разные периоды формировался характер народа, его обычаи, культура, традиции.

На территории нашего района существовали различные населенные пункты, но спустя годы они бесследно исчезли и только воспоминания старожилов помогают воссоздать картину прошлого времени.

Мы решили изучить историю возникновения населенных пунктов в Унечском районе и выяснить причины их исчезновения, а так же попытаться восстановить их добрые имена.

И так:

Забытые деревни Березинского поселения

Чернятка

Деревня расположена в центральной части Унечского района вблизи автомагистрали Брянск-Гомель на  правом берегу реки Жеча, являющейся одним из притоков самой большой реки района Унечи.

Чернятка находится в административно-территориальном подчинении  у Березинского сельского поселения,  административный центр которого в настоящее время находится в д. Березина. Ближайшие населенные пункты: Аленовка, Рябовка, Рюхов, Первомайский, Яблонка, Березина. До районного центра, города Унечи, от Чернятки по прямой  через деревню Аленовку около 7 километров. Чернятка расположена на равниной местности,  отличавшейся на нескольких последних десятилетий существования деревни отсутствием лесных угодий. Ближайшие к деревне лесные посадки, расположенные вблизи деревни в северо-восточном направлении, были осуществлены в конце 60-х -  начале 70-х годов прошлого столетия усилиями работников Унечского лесхоза.

Единственный местный водоем – река Жеча – на протяжении многих столетий был богат, как и многие другие водоемы Унечского района, такими видами рыб, как щука, окунь, лещ, плотва, язь, красноперка, жерех, линь, карп и карась. В большом множестве здесь водились и раки. Также в Жече и прилегающих к ней и болотцах всегда были места обиталищ бобра, выдры, ондатры. Однако, в последние десятилетия прошлого столетия, начиная с конца 60-х - начала 70-х годов, в этих местах была проведена значительная мелиорация. Ее результаты в угоду развитию сельскохозяйственных угодий, несомненно, пагубно отразились, как на самой реке, так и на ее фауне и прилегающей флоре. Кроме этого, на животный мир реки неблагоприятное влияние оказали такие факторы, как применение больших количеств минеральных удобрений на близлежащих к ней сельскохозяйственных полях, так хищническое отношение к богатствам реки жителей деревень, расположенных на ее берегах и берегах ее притоков.

В районе Чернятка, в прибрежной части реки Жеча, находятся довольно обширные залежи торфа, который на протяжении столетий служил в этой деревне одним из самых доступных и распространенных видов топлива, так как деревня располагалась на достаточно отдаленном расстоянии от лесных угодий. Еще  в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого столетия жители деревни для топки своих печей наряду с дровами использовали именно торф.

Из других полезных ископаемых в районе Чернятки имеют место красные глины, разработки которых производились жителями деревни прямо в ее центре. Из глины формовали кирпич для кладки печей, некоторые из которых сохранились до настоящего времени.

Что касается истории возникновения деревни Чернятка, то она во многом схожа с историей создания других малых населенных пунктов на территории современного Унечского района, расположенных вблизи древнего русского города Стародуба. Связанно рождение подобных Чернятке  деревень с началом XVIII века, когда Россия отстояла свои интересы в Малороссии в результате победы под Полтавой  над шведами. Тем, кто проявил верноподданичество и поддержал  царя Петра I, были розданы новые «маетности», после чего в этих краях образовались новые населенные пункты.

Предположительно временем основания Чернятки является 1713 год.  По свидетельствам исторических документов сюда в то время могли быть переселены крестьяне из села Меженики нынешнего Стародубского района. Чем это было вызвано, в настоящее время уже не помнит никто из местных жителей. Возможно, эти крепостные крестьяне отличались особой непокорностью по отношению к своим хозяевам, а те, быть может, в свою очередь, получив в свое владения дополнительные земли, были вынуждены просто заселять их с целью освоения.

Вот что известно по этому вопросу из сборника историко-краеведческих очерков "Тихая моя родина": "К началу XVIII века относится рождение деревни Чернятка на реке Жеча. Основатели - братья Валькевичи. Первоначально деревню называли Чернящиной (от имени Чернь - так называли смуглого ребенка). К концу XVIII века в деревне было 10 дворов и три бездворных хаты".

Минуло  почти три столетия с тех пор, и о самих основателях деревни Валькевичах в этих местах уже не помнит никто.  Однако, в  той же книге-сборнике историко-краеведческих очерков "Тихая моя родина" написано, что фамилия Валькевичей относится к "древним благородным родам, дворянское достоинство которых восходит за сто лет, но благородное течение покрыто неизвестностью".

Из одного из  источников в Интернете становится известным, что "Валькевичи - нетитулованный российский и малороссийский дворянский род, записанный в VI часть родословной книги Черниговской губернии, герб рода находится в 7 части "Общего гербовника дворянских родов Российской империи". Эти сведения в свою очередь находят подтверждение на страницах другого интернетовского ресурса: "Валькевичи - русский дворянский род. Предок Валькевичей, Василий, переселясь из Польши, служил в Запорожском войске. В 1661 и 1672 гг. даны ему за верные заслуги от малороссийских гетманов деревни, в подтверждение чего в 1721 г. от царя Петра Алексеевича вдове Василия Валькевича с сыновьями пожалована грамота. Записан в VI часть родословной книги Черниговской губернии. Внук родоначальника, Захарий Степанович, в монашестве Зосима (умер в 1798 г.), был последним архимандритом Киево-Печерской лавры, избранным "вольными  голосами".

Известно еще и то, что сам Василий (Василь) Валькевич был в 1661 - 1672 гг. хорунжим полковым Стародубского полка, что, несомненно, подтверждает то обстоятельство, что он мог иметь прямое отношение к селу Меженики. В качестве дополнительной информации к вышесказанному можно добавить, что некоторые дворяне конца XIX века в Черниговской губернии были с этой фамилией. Так к числу жителей деревни Меженики Стародубского уезда Черниговской губернии был приписан некто Валькевич Михаил Львович*. Очевидно, что Михаил Львович Валькевич - потомок того самого Василя Валькевича.

Известно также, что среди владельцев села Алефино Стародубского уезда была некто Е. Д. Валькевич, в конце XVIII века деревней Дегтяново нынешнего Унечского района владел И. Валькевич. Это позволяет судить о том, что род Валькевичей был достаточно сильным и на протяжении двух с половиной столетий известным в Малороссии. Можно также с уверенностью сказать, что одним из основателей деревни Чернятки был Степан Васильевич Валькевич, а вот имя его брата или братьев остаются неизвестными.

Можно поспорить с историками и краеведами относительно происхождения названия деревни, так как их версия, связанная с именем Чернь или смуглым ребенком, кажется маловероятной и ничем не подтверждается.

В данном случае наиболее предпочтительным может выглядеть иной вариант, связанный непосредственно, как с историей образования самой деревни, так и  с толкованием значения слова «чернь» различными изданиями словарей русского языка.  В толковых словарях это слово обозначает людей, относившихся на протяжении многих столетий к низшим, непривилегированным классам общества, т.е. простонародью, простолюдинам или голытьбе (голоте). Таким же значением слово «чернь» объясняется и словарях украинского языка. Поэтому логичнее было бы предположить, что в начале XVIII века господа Валькевичи на закрепленные за ними на берегу Жечи земли переселили своих крепостных  крестьян или, как было принято говорить, свою чернь из деревни Меженики.  И, так как во вновь заселенной слободе никто из господ не проживал (упоминаний об этом ни в одном из известных документах нет) или проживал временами, то самими Валькевичи и дали поселению название Чернясчина, трансформировавшееся со временем в Чернесчину, Чернящину, Чернещину и, наконец, в Чернятку.

Основные фамилии жителей, проживавших в Чернятке на протяжении почти трех столетий: Шулик, Зуевы, Дегтяревы, Довыденок, Зуевы, Кравцовы. Здесь также проживали Белодедовы, Зайцевы, Зможные,  Шкабаро и другие. Есть некоторые основания предполагать, что их числа этих фамилий первопоселенцами деревни являются Дегтяревы и Кравцовы.

До Великой Отечественной войны в Чернятке было около 40 дворов и 200 жителей. Как и все остальные населенные пункты Унечского района, во войны деревня в период с августа 1941 по сентябрь 1943 года была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Война не обошла стороной практически каждый дом Чернятки, и после ее окончания население деревни в основном составляли старики, женщины и дети.

Несмотря на то, что деревня находилась вблизи районного центра и основной автомагистрали Брянской области, электричество в ней появилось только к концу 60-х годов прошлого столетия. Из средств современной цивилизации главным достижением до этого времени здесь являлось радио, бывшее многие  годы  основным источником освещения событий  в стране и мире.

В послевоенные годы здесь были очень сильная полеводческая бригада, занимавшаяся в основном воспроизводством таких овощных культур, как капуста, огурцы, помидоры, морковь, лук, свекла. В 60-70-ые годы прошлого столетия эту бригаду возглавляла Шулик Евдокия Степановна, удостоенная за свой многолетний и самоотверженный труд правительственной награды -  ордена Трудового Красного Знамени. В 60-ые годы совхозные поля охранял в своем шалаше старый дед Луговец, сын которого являлся одним из последних жителей деревни.

До середины 70-х годов прошлого века в деревне также содержалось крупное совхозное стадо крупнорогатого скота, которое затем было передано в центральную усадьбу совхоза «Аленовский». Был в Чернятке, как и во всех деревнях того времени, общественный табун лошадей, который тоже прекратил свое существование в те же 70-е годы прошлого века.

В 50-60-ые годы в деревне были свой небольшой клуб и время от времени действовавший сельский магазин, расположенный в здании деревенского амбара. Амбар этот был расположен в центральной части деревни на возвышенном месте. Уже в середине 60-ых годов он перестал использоваться по своему назначению и в результате этого пришел в запустение. Потом он несколько лет  наряду с другими сельскохозяйственными постройками, пришедшими в запустение, являлся местом проведения досуга для местной ребятни, которая здесь игралась в прятки и войнушку.

Школы в деревне никогда не было. Местные дети получали восьмилетнее образование в школе села Рюхов, которое расположено в полутора километрах от Чернятки по другую сторону Жечи. Оттуда же, из Рюхова, приносил почтальон и почту. Там же располагался и ближайший к Чернятке магазин.

Следует отметить, что в доме Зможных находилась местная деревенская библиотека, напоминавшая собой что-то вроде избы-читальни предвоенных лет. Здесь всегда имелся небольшой фонд, который принадлежал Аленовской сельской библиотеке. Книги, как и положено, выдавались с записью в персональную карточку.

В свое время здесь была и своя общественная баня, которая истапливалась, как и все деревенские баньки в этой местности, по-черному. Туда по субботам ходили попариться и помыться мыться почти  всей деревней, так как у большинства дворов своих бань не было. Действовала она до начала 70-х годов прошлого столетия.  К этому времени число бань в личных подворьях увеличилось, и необходимость в общественной бане отпала сама собой.

Рядом с этой баней стояла большая верба, на макушке которой облюбовали себе место аисты, называемые в деревне черногузами за черный цвет оперения  крыльев и нижней части туловища. У славянских народов испокон веков считалось, что черногузы хорошо разбираются в людях и селятся только у добрых и работящих. Собственно говоря, жители этой небольшой деревни всегда отличались и добрым отношением друг к другу, уважением к старшим и умением вести свое хозяйство. Вообще, в Чернятке обитало два семейства аистов. Гнездо второго находилось в самом центре деревни на такой же большой вербе, что стояла напротив дома Кондратьевны. В настоящее время от этой вербы в этом месте ничего не осталось - ее еще в начале 79-х годов поломало грозой, а оставшегося в живых одного аистенка местные ребята подсадили в гнездо у старой баньки.

Еще в 50 - 60-ые годы прошлого столетия, после преобразования колхоза в совхоз, из деревни обозначился значительный отток населения в более благоприятные для ведения сельского хозяйства районы Украины и Ставрополья, а также промышленные города Российской Федерации. К настоящему времени  деревня пришла в запустение, в ней остались только пустующие, в основном полуразрушенные, дома. Покинули ее и аисты... Так уж случилось, что на пороге своего трехсотлетия деревня практически прекратила свое  существование, как прекратили его многие деревни и села на просторах необъятной России.


Красное приволье (в народе - Заболотье)


Посёлок Березинского сельского поселения Унечского района Брянской области. Расположен в 4 км от к юго-западу от села Рюхов.

Расстояние до районного центра: Унеча: (11 км.)

Расстояние до областного центра: Брянск (122 км.)

Расстояние до столицы: Москва (468 км.)

Ближайшие города: Клинцы, Стародуб, Унеча

Название простое. Поселок Рюховский (в народе) включал в себя Заровья  и Красное Приволье,  так как основывался выходцами из села Рюхова. Дети (сыновья) женились, а селиться в Рюхове места не было, вот и шли на свободные места. Почему Заровье  и пос. Красное приволье ( в народе-Заболотье),  потому что находится за рвом, разделяющим Рюхов и Заровье (по прямой км 2,5). Одними из первых поселенцев была семья Куца(е)бещенко (Иван Михайлович и Арина Андреевна и их сыновья: Алексей Иванович(1902 гр.), Степан Иванович(1904), Максим Иванович(1912). С них все начиналось. В 20-е годы рядом со старыми деревнями возникало много новых поселков, т.к. крестьян наделяли отобранными у помещиков землями. Наверное и этот поселок так же возник.

Посёлок образовался, если судить по протоколам Ирины Буштак, наверно, в 1925 году. Его вполне могли в то время назвать им. Каменева Льва Борисовича, который был до 1926 года видным партийным и государственных деятелей. С 1926 года он попал в оппозиционеры. Вполне допустимо, что после этого его имя убрали из названия посёлка, а посёлок стал им. Ворошилова. В довоенные годы перемеиновали  – Заровье и Красное Приволье.

(По словам бывших жителей)

Численность населения по состоянию на 1 января 2018 года –  5  жителей. Это прописаны, из жителей  не проживает никто. Максимальное число жителей отмечено в 1926 году – 102 жителя.

Год  1928  Красное Приволье – поселок, Брянская губерния Стародубский уезд Лыщичская волость Рюховский сельсовет; число хозяйств 22; преобладающая народность – русские; население по данным переписи 1926 года – мужского пола 42, женского пола 60, всего – 102 человека; расстояние до уездного центра 22 км, до волостного центра 14 км, до сельсовета – 2,1 км, больницы или амбулатории 14 км, ближайшей школы 1-й ступени 2,1 км (расположена в Рюхов), ближайшего телеграфного или почтового отделения 14 км (Павличи), ближайшей железнодорожной станции 11 км (Унеча).

Число жителей деревни в разные годы: 1926 – 102, 1979 – 60, 1989 – 23, 2002 – 11, 2010 – 5.

Фамилии жителей, проживающих на протяжении столетий в посёлке: Бондаренко Иван Федорович, Бондаренко Семен Федорович, Власенко Григорий Корнеевич, Власенко Лукьян Корнеевич, Власенко Яков Корнеевич, Немцев Тимофей Леонович, Солодкий Василий Михайлович, Стельмух Федор Васильевич.

До 2005 года поселок  в составе Рюховского сельского Совета, с 2005 года посёлок Березинского сельского поселения.

Школы в посёлке не было, учились в Рюховской школе.

Жители работали в колхозе «Победа», кто на железнодорожном транспорте в Унече и ст. Жеча.


Деревня Казенка


Деревня Казенка, расположена в 4 км к югу от железнодорожной станции Коробоничи, с единственной улицей под названием Озерная. Основана она в 1700-х годах Афанасием Покорским.

Число жителей деревни в разные годы: 1859-66 человек,

1901-193 человека,

1926-137 человек,

1979-50 человек,

1989-20 человек,

2002-10 человек,

2010-11 человек.

Максимальное число жителей 200 человек (1901).

Самые распространенные фамилии жителей, проживавших в Казенке: Кусковы, Слепенок, Урянские, Татуйко, Дудко.

Состояла в приходе села Рюхов. До 1781 года входила в Новоместскую сотню Стародубского полка.

С 1782 по 1922 год находилась в составе Мглинского уезда (с 1861- в составе Павловской волости);

с 1922 в состав Клинцовского уезда (Павловская, с 1924- Унечская волость);

с 1929 года - в составе Унечского района.

С 1920-хх годов по 1954 в Шапочском сельском совете,

в 1954-1977- в Рассухском сельском совете,

в 1977-2005- в Аленовском сельском совете.

Веру жители Казенки исповедовали православную.

Школы в этом населенном пункте не было.


Забытые деревни Высокского поселения


Деревня Борозднино

В настоящее время Борозднино (Борознино, Бороздино) – деревня Унечского района Брянской области, Высокского сельского поселения, в 5 км к востоку от села Высокое. Ближайшие населенные пункты: д.Бородинка, д.Лужки

Д.Борозднино до 1916 года относилась к Мглинскому уезду Черниговской губернии,

с 1919 года к Почепскому уезду Гомельской губернии.

Затем д. Бороздино относилась к Западной области, затем к Орловской области, и только с 1944 года к Унечскому району Брянской области.

Д. Борозднино  появилась на реке Рассухе Бороздной во время господства Литвы.

В 1619 году по Деулинскому соглашению о перемирии Северская земля отошла к Польше. Присланные в Стародуб и Мглин польские чиновники принялись устанавливать свои порядки, перераспределять владения. Казакам, явившимся на службу к полякам на своем коне, выдавался земельный участок «на каждый конь». По акту 1620 года  польский комиссар Балтозарь Стравинский «деревню Борозднино над речкой Росуха утвердил за казаками- братьями:  Матвеем, Слепеем и Владимиромза основателями её  (Борозднино) и приехали на коне к полякам служити».

После изгнания поляков, с которыми бежали и казаки, служившие в войске польском, все крестьяне деревни, оставшиеся без панов, перешли в сословие казаков и активно участвовали в борьбе с Польшей. Деревня оставалась войсковой до конца 18 века.

В 1666 году жители Борозднино построили водяную мельницу, которую хотел захватить полковник Рославец. Крестьяне обратились к нему с челобитной, «чтобы их сирот не обижали за ними оставил мельницу». И полковник  Рославец не обидел крестьян деревни Борозднино, и даже  выдал им охранный лист, в котором признавал, что  мельница должна остаться за жителями  деревни Борозднино.

Вскоре возле мельницы обосновался хутором мельник, которого в народе звали Амелькой. По его имени и был назван хутор.

Казаки в Борозднино «без панов» жили  зажиточно. Каждый имел по два дома, а один состоятельный многосемейный казак имел даже три дома.

В1723 году в деревне было18 дворов и четыре хаты подсоседков, а в 1781 году в двенадцати дворах было 25хат.

В Борозднино  на протяжении столетий преобладали фамилии основателей деревни: Владимировы, Слепенко, Матвеенко,  менее – Карташовы, Галабурды, Парфуто.

В Борозднино на 1 мая   1970 года было: всего 51 двор, всего населения- 172 человека, телевизоров- 12, газовых плит- 9, стиральных машин- 7, радиоточек- 45, радиол-11, мотоциклов-  3, велосипедов- 20

Жителей с высшим образованием- 0

Со средним образованием- 1

В Борозднино на 1 мая   1975 года было: всего 33 двора, всего населения- 132 человека, телевизоров- 20, газовых плит-2, стиральных машин-  15, радиоточек- 16, радиол-13, мотоциклов- 11, велосипедов- 20

Жителей с высшим образованием- 0

Со средним образованием- 5

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной на 14октября 2010 года:

Деревня Борозднино: общая численность населения – 6 человек (3 мужчины и 3 женщины).

В данное время деревня Борозднино располагается в регионе Брянская область. Входит в состав муниципального образования Высокское сельское поселение.

До 1985 года входила  в состав муниципального образования Сельское поселение Рассухский сельсовет. В 1985 году  образована Рассухская сельская администрация.
Население исповедовало христианскую веру. Жители Борозднина посещали церковь Дмитрия Солунского  с. Старое Задубенье.

Престольные праздники - Успение Пресвятой Богородицы (21 сентября), Никола Зимний (19 декабря). К праздникам готовились за неделю – белили печку, стирали рушники, мыли комлем полы.  Готовили традиционные праздничные блюда: лапшу, кисель, борщ, тушеную с мясом картошку, блины, квасили капусту, готовили в печке мясо, готовили самогон. В гости приглашали родственников, друзей. Праздник отмечали по два дня. Пели старинные песни, плясали под гармошку.

На Пасху в центре деревни собирались мужчины и играли в игры «Чье яичко крепче?»

На Радоницу жители Борозднино на кладбище водили хороводы.

12 июля в «Петров день» устраивали гуляние  во дворе у пастуха. Каждая хозяйка несла  хлеб и молоко, кто побогаче - яйца. Накрывался стол, начинался праздник улицы.

Школы в деревне не было.  Учились в  семилетней школе д. Бородинка до 1962 года.  Старшие ученики ходили в школу Гарцевскую или Рохмановскую школу.

В деревне был клуб, в котором находилась контора колхоза «Родина», магазин, колхозная баня на берегу реки.

С 17 августа 1941 года по 21 сентября 1943 года длилась немецко-фашистская оккупация. Немцы занимали дома  местных жителей, забирали скот, под прицелом автомата заставляли рыть окопы.

Участники  Великой Отечественной войны д. Борозднино:

1.Вадимиров Герасим Львович

2.Владимиров Николай Селиверстович

3. Владимиров Василий Иванович

4.Матвеенко Елисей

5. Сердюков Афанасий Иванович

6.Галабурда Прохор Фомич

7. Владимиров Иван Михайлович

8. Слепенко Иван Александрович

9. Слепенко Тимофей Петрович

10.Карташов Иван Кузьмич

11.Матвеенко Иван Петрович

12.Иванцов Ефим Максимович

13.Матвеенко Ефим Михайлович

14.Владимиров Владимир Николаевич

15.Парфуто Михаил Иванович

16.Владимиров Иван Иванович

17.Осипенко Иван Егорович

18.Владимиров Ефим

19.Матвеенко Макар Герасимович

20.Карпуша Иван Титович

21.Владимиров Антон Гапеевич

22.Владимиров Ефим Гапеевич

23.Владимиров Тимофей Петрович

Братья Владимировы – Яков и Николай не вернулись с полей сражения в Великой Отечественной войне.

В 1931 году в д. Борозднино образовался колхоз «Победитель».

В1950 году основан колхоз «Путь к коммунизму». Руководила им. Кургуз Любовь.

В 1959году колхоз «Путь к коммунизму»  и колхоз «Парижская коммуна» объединились и образовался колхоз «Родина». Им руководили:

Гришечко Ф.Ф. до 1964 г.,

1964 -1971-гг. Шаблинский С.С.,

1971- 1982- Черный М.Н.

В 1976 году  колхоз переименован в колхоз «Коммунар». До 1982 года им руководил Черный М.Н.

С 1982 по 1988гг. – руководитель Пузанков В.Н.

С 1988 по 1997гг-руководитель Туров А.И.

С1997- 2001гг.-  руководитель Судаков С.И.

2001- 2005гг.- Чикирисов А.Н.

В 2005 году колхоз прекратил свое существование.

В д. Борозднино была животноводческая ферма. Фермой заведовал Слепенко Василий.

Передовой дояркой была Парфуто Татьяна Ивановна.

Передовая птичница- Владимирова Анна Ивановна.

Передовой комбайнер- Владимиров Василий Федорович.

Свинарке Сердюковой Екатерине Афанасьевне было вручено переходящее Красное Знамя.(1960-64 гг). Колхозники выращивали зерновые культуры, коноплю, лен, свеклу, картофель.

Снимок  довоенный слева на право:

Владимирова Варвара Ивановна

Сердюкова Мария Ивановна

Парфуто Мария Ивановна

Владимирова Анна Ивановна

Первая волна миграции проходилав1960-х годах.

Активная миграция жителей пришлась на 1980-е годы.

Последний житель д.Борозднино  Романенко Алексей    умер в 2017году.

 

Забытые деревни Ивайтенского поселения


Хутор Спиридоновка

Спиридонов - хутор Унечского района Брянской области, у западной окраины деревни Новые Ивайтенки. Упоминается с середины XVIII века (первоначальное название - Дубна), входил в 1-ю полковую сотню; с 1782 относился к Стародубскому уезду; с начала XIX века в Мглинском уезде (с 1861 – в составе Ивайтёнской волости), в 1918-1929 в Почепском уезде. Максимальное число жителей 70 человек (1897, 1926).

Из статьи «Унечской газеты»  Унечского района мы узнали о том, что: «Между деревней Задубенье и хутором Спиридоновка ведут раскопки археологи, об этом стало известно в начале сентября 2017 г.

Археологи работают на двух объектах, названных «Поселение «Задубенье-2» и «Поселение «Задубенье-3». На первом предположительно найдены предметы, относящиеся к раннему железному веку—2-5 век до нашей эры: осколки керамики, предметы ткачества, керамический горшок с остатками окаменевших углей, в одном из более высоких слоёв—монета, вероятнее всего, польская. На «Задубенье-3» обнаружены предметы более позднего периода, относящиеся приблизительно к 16-18 векам. Это медные монеты разного достоинства, женское украшение».

Число жителей:

С 1997 – 2001г. число жителей 19 человек.

Фамилии жителей: Карпиленко, Гуенок, Несоленая, Позднякова.

С 2002 – 2006г. число жителей 11 человек.

В настоящее время проживает 1 человек.

Спиридоновка относится к Ивайтенскому сельскому поселению.


Поселок Победа


Победа - поселок Унечского района Брянской области, в 1 км к северу от деревни Жуково. Упоминается с 19З0-х годов; до 1960 в Жуковском сельсовете, в 1960-1993 в Ивайтёнском, в 1993-2005 в Задубенском сельсовете. С 2009 - без населения.

Поселок Победа относился к колхозу «Мичурина» Задубенского сельского совета, а с 2006г. Задубенский сельский совет  перешел в Ивайтенскую  сельскую администрацию.

Число жителей:

С 1967 – 1969г. было 59 человек.

Фамилии жителей: Галушко, Шмыгаль, Бовтунов.

С 1980 – 1982г. было 31человек.

С 2002 – 2007г. 7 человек.

В настоящее время жителей нет.


Поселок Согласный


Согласный (Согласие) - поселок Унечского района Брянской области, в 1,5 км к западу от села Задубенье.

Упоминается с 1930-х годов;

до 1960 в Жуковском сельсовете,

в 1960-1993 в Ивайтенском,

в 1993-2005 в Задубенском сельсовете.

Был колхоз был имени «Мичурина».

С 2006 года передан Ивайтёнскому поселению.

Число жителей:

С 1954 – 1963 годы проживало – 50 жителей.

С 1986 – 1990 годы проживало – 29 человек.

Были фамилии: Рубан, Малашенко, Анищенко, Ручко и др.

В настоящее время проживает – 2 человека.


Поселок  Октябрьский


Октябрьский - поселок Унечского района Брянской области, в 1,5 км к северо-западу от села Задубенье.

Упоминается с 1930-х годов;

до 1960 в Жуковском сельсовете,

в 1960-1993 в Ивайтёнском,

в 1993-2005 в Задубенском сельсовете.

Был колхоз был имени «Мичурина».

С 2006 года поселок перешел в Ивайтенскую сельскую администрацию.

Число жителей:

С 1961 – 1975г. было 61 человек.

Были фамилии: Усов, Ткачев, Анищенко и др.

С 1986 – 1990г. было 29 человек.

В настоящее время проживает 4 человека.


Забытые деревни Красновичского поселения


Поселок Ракита

Ракита - поселок Унечского района Брянской области, Красновичского сельского поселения, в 6 км к северо-востоку от села Красновичи. Максимальное число жителей 110 человек (1926).

Ближайшие населенные пункты деревня Ельня, поселок Разгонов.

Со слов Кириенко Н.Ф. 1944 гр.

«Ракита принадлежала помещику Иванову, нанимал, и работали на него жители п. Ракита и д. Ельня. В Раките  было 24 дома, в которых проживали 136 человек. Семьи были многочисленные. Колхоз был имени «Сознание», в него входили д. Ельня, п. Ракита и Красный Ручей.

Исповедовали христианскую веру, престольный праздник этого поселка «Рождество», церкви не было.

В Раките не было школы, обучались в д. Ельня, в начальной школе, так же в Ельне была библиотека, которая находилась в маленькой избе, библиотекаря звали Киселева Нина Владимировна с 1968 года.

На территории Ельни были воинские захоронения. На территории Ракиты военных действий не было, но периодически приходили немцы, просили у населения еду, грабили и жгли дома. Все мужчины, которые были призывного возраста, уходили на фронт. Более 15 человек ушли, а возвратились только 2 человека.

При колхозе строили разрушенные после войны конюшни, мосты, фермы.

Были фамилии: Старовойтов, Ковалев, Зубов, Баранов и др.»

В настоящее время проживает –1 человек.


Поселок Иванов


Близлежащие населенные пункты хутор Павлов, с. Красновичи, п. Ольховый, п. Красицкий.

Со слов Суровой Д.М. 1942 года рождения:

«Более 90 лет тому назад в поселке Дубиновка, была большая численность населения, стало не хватать земли, люди стали переселяться в п. Иванов и п. Красицкий. Население поселка Иванов 70 человек. Распространенные фамилии: Козлов, Сапичев, Болотвины, Плотченко. Был колхоз имени «Красный партизан».

Исповедовали христианскую веру, престольный праздник этого поселка «Юрий», церкви не было.

В пос. Иванов не было школы, первоначально обучались на дому, затем ходили в школу на хутор Павлов (начальная школа), затем в с. Красновичи (неполная средняя школа), ходили пешком.

Житель этого поселка Привалов Яков был участником Японской войны, и получал пенсию от сельсовета в размере 8руб.50коп.

Во время Великой Отечественной войны на фронт ушли 4 человека из них вернулись только 2 человека, остальные мужчины были не призывного возраста.

В поселке был птичник, конюшня. Бригадиром был Сапичев Михаил Васильевич, организовывал работу в колхозе, позднее была ферма КРС (молодняк).

Последней умерла Болотвина Дарья Васильевна-вдова участника Великой Отечественной Войны».

Был установлен памятник 5 партизанам, погибшим в 1941-1945 гг.

Место расположения: пос. Иванов (кладбище).

Братская могила, над которой установлена железная стела на кирпичном постаменте. На стеле закреплена табличка с надписью «Вечная слава советским партизанам, павшим в годы Великой Отечественной войны в 1941-45 гг.»


Поселок Ольховый


Ольховый (Ольховский; до 1964 - Пелёнки, Пелёнка) - поселок Унечского района Брянской области, в 3 км к западу от села Красновичи.

Упоминается со второй половины XIX века как хутор; входил в Кулагскую волость.

Максимальное число жителей 50 человек (1892,1926).

Со слов Суровой Д.М. 1942 года рождения:

«На 1893 год Пеленки, хутор Суражского уезда Кулагской волости; число дворов 8, число жителей мужского пола 28, женского пола 19, всего 47; стан 1, участок земского начальника 2, участок судебного следователя 1, участок полицейского урядника 2.

Близлежащие населенные пункты: Кучма, Иванов.

Распространенные фамилии: Сапичев, Дударев, Шутов. Был колхоз имени «Красный партизан».

Исповедовали христианскую веру, престольный праздник этого поселка «Юрий», церкви не было.

В пос. Ольховый не было школы, первоначально обучались на дому, затем ходили в школу на хутор Павлов (начальная школа), затем в с. Красновичи (неполная средняя школа), ходили пешком, там же была и библиотека.

На фронт уходили мужчины призывного возраста, вернулись несколько человек».


Поселок Красноселье


Красноселье (устаревшее Совки) - поселок Унечского района Брянской области, в 4 км к юго-западу от села Красновичи.

Упоминается с середины XIX века как еврейская колония с молитвенной школой.

Максимальное число жителей 380 человек (1859).

Черниговская губерния. Суражский уезд. Красноселье (Совки), колония еврейская. По левую сторону от почтовой дороги из города Суража в город Новозыбков. При колодцах.

Расстояние от уездного города 18 верст.

Число дворов 35, число жителей мужского пола 189, число жителей женского пола 195.

На 1893 год Красноселья, колония Суражского уезда Ляличской волости; число дворов 31,

число жителей мужского пола 125, женского пола 117, всего 242;

стан 1,

участок земского начальника 2,

участок судебного следователя 1,

участок полицейского урядника 2.

Красноселье, колония, Суражского уезда, Ляличской волости, при речке Ельня;

число жителей мужского пола 146, женского пола 135, всего – 281 человек. Почтовый адрес – город Сураж

Красноселье – хутор, Брянская губерния Клинцовский уезд Унечская волость Красновичский сельсовет;

число хозяйств 38;

преобладающая народность – русские;

население по данным переписи 1926 года – мужского пола 99, женского пола 103, всего – 202 человека;

расстояние до уездного центра 29 км, до волостного центра 11 км, до сельсовета – 3,2 км, больницы или амбулатории 11 км, ближайшей школы 1-й ступени 2,1 км (расположена в Красновичи), ближайшего телеграфного или почтового отделения 11 км (Унеча), ближайшей железнодорожной станции 11 км (Унеча).

1916 год – поселок, Черниговская губерния, Суражский уезд, Ляличская волость.

1919 год – поселок, Гомельская губерния, Суражский уезд, Ляличская волость, Красносельский сельсовет.

1929 год – поселок, Западная область, Клинцовский округ, Унечский район, Красновичский сельсовет.

1937 год – поселок, Орловская область, Унечский район, Красновичский сельсовет.

1944 год – поселок, Брянская область, Унечский район, Красновичский сельсовет.

1970 год – поселок, Брянская область, Унечский район, Красновичский сельсовет (включал в себя на 1 января 1971 года село Красновичи, деревня Ельня, поселки Иванов, Красицкий, Красноселье, Красный Ручей, Ольховый, Павлов, Ракита, хутора Выжарь, Кучма).
Историко-географический справочник "Административно-территориальное деление Брянского края за 1916-1970 годы", С.П. Кизимова, 1972 год.

Ближайшие населенные пункты: Кучма, Василевка.

Со слов Кравченко В.П. 1940 года рождения:

«С основания этого населенного пункта жили 2 семьи евреев, затем поселилась семья Копаевы - Петр Гаврилович и Ефросинья Архиповна с пятью сыновьями. Постепенно подселялись с Дубиновки, Добрика, Василевки. Всего стало около 30 домов.

Население стало 129 человек. Распространенные фамилии: Копаевы, Шутовы, Колбас, Шлёма.

Был колхоз имени «Красный партизан».

Исповедовали христианскую веру, престольный праздник этого поселка «Старый Новый Год» (14 января), церкви не было.

В пос. Красицкий не было школы, ходили в с. Красновичи (неполная средняя школа), ходили пешком. Пожилые люди этого села были неграмотные, не умели писать и читать.

Во время Великой Отечественной Войны на фронт ушли 10 человек, вернулся только 1 человек.

Пожилые люди умирали, а молодые выходили замуж, женились и переезжали в другие населенные пункты. Так постепенно исчезало село. Последними ушли из жизни Шевцова Марфа 1928 года рождения и Навойцева Мария».

 

Поселок Костырин


Костырин - поселок Унечского района Брянской области, Красновичского сельского поселения, в 3 км к юго-западу от деревни Добрик.

До 2005 в Добрикском сельсовете.

Максимальное число жителей 90 человек (1979).

Поселок находится в лесном массиве, южнее д. Добрик. С другой стороны граничит с Клинцовским районом.

По словам Осадчего Николая Алексеевича:

« Населенному пункту более 300 лет.

Название поселок получил от большинства фамилий - Кастырины.

Ранее в 50-е года населенный пункт насчитывал более 45 дворов. В каждом доме семья состоит из 5-10 человек. Это около 300 человек.

Большинство жителей с такими фамилиями: Костырины, Кравцовы, Мисник, Сенькины, Зенченко, Шлык и другие.

Все население православное. Престольный праздник этого поселка «Николай Весенний» (22 мая)

В населенном пункте имелась начальная школа. Далее все обучались в Добрикской школе.

Библиотеки не было. Жители обеспечивались книгой по средствам передвижки или книгоношества. Книги оставлялись в доме Костырина Ивана Михайловича, так как он в 80-е годы был среди жителей поселка самым читающим человеком, и предпочтение отдавал книгам о войне.

Во время Великой Отечественной Войны в поселок заходили немцы. Были и партизаны. После ухода войск в поселке зверствовали банды. Они грабили население. Из населенного пункта ушло на фронт около 100 человек, вернулось 18 человек.

Как назывался колхоз ранее, не помнят, но в 1960 году переименован в совхоз «Унечский». С 1969 года совхоз «Красновичский». Имелись свинофермы, дойное стадо, лошади.

Миграция населения начиналась в 90-е годы. Престарелых родителей дети стали перевозить к себе в город Унеча. Первой уехала Осадчая Софья Васильевна к сыну в Киев. Затем в г.Унеча переехали семьи Зенченко, Бакунова. В город Боровск уехала Мисник».

Последними покинули населенный пункт семья Осадчего Николая Алексеевича. Они переехали в д. Добрик.

В настоящее время из-за летних пожаров поселок сгорел.

 

Забытые деревни Найтоповичского поселения


Поселок Снежинка

Снежинка-поселок Унечского района Брянской области, находится в 2 км к юго-западу от с. Найтоповичи.

В 1926 году было максимальное число жителей-80 человек. Согласно похозяйственной книге №369 (1949-1951 гг.) проживало около 90 человек.

Пример среднестатистической семьи этого села: Орешко Ефим Прокопович, родился 1873 году, жена Ефима Прокоповича - Ирина 1889 года рождения, дочь Анна 1915 года рождения, сын Александр 1928 года рождения, невестка Анна 1928 г.р. и внук Пётр 1948 г.р.. Дом был построен 1918 году. Имели участок 0,26 соток. Сеяли рожь, картофель, овощи. Имели в хозяйстве корову и 2 поросят.

На 1 января 1971 года числилось в п. Снежинка- 2 человека. На 2018 год проживает  всего 1 человек.

Работали в колхозе «Ворошилова».

Образование до 4 класса. Учились в Найтоповичской школе.

Семьи были многодетные, в среднем по 3-5 детей.

Церкви не было, ходили в храм в с. Найтоповичи.

На кладбище в п. Строгонов расположен памятник 4 советским воинам 169 с.п. Брянского флота, погибшим в сентябре 1943 года.

 

Деревня Куровщина


Предположительно после 1781 года возник населенный пункт- деревня Куровщина. Согласно документов Куровщина  в 1916 году называлась хутором и была в Черниговской губернии, Стародубского уезда, Лыщичской волости.

1919 год- деревня - Гомельская губерния, Стародубский уезд, Лыщичская волость, Найтоповичский сельский Совет.

1929 год- деревня - Западная область, Клинцовский округ, Унечский район, Найтоповичский сельский Совет.

1937 год- деревня – Орловская область, Унесчкий район, Найтоповичский сельский Совет.

1944 год- деревня – Брянская область, Унечский район, Найтоповичский сельскуий Совет и по настоящее время.

Куровщина расположена от с. Найтоповичи в 3 км.. Расстояние до районного центра– Унеча– 10 км, до областного центра – Брянск – 130 км, до столицы – Москва – 474 км.

Согласно похозяйственным книгам Найтоповичского сельского совета №371-372 за 1949-1951 гг. в деревне проживало 45 семей, численностью- 210 человек.

В деревне проживала учительница Кащеева Татьяна Григорьевна, 1924 года рождения, образование было 10- классов, она преподавала в Куровской начальной школе. Муж Анатолий Емельянович, 1926 г.р., сын Владимир, 1948 г.р. и дочь Эмилия 1951 года рождения.

На 1 января 2006 года в д. Куровщина проживало 10 человек. На 2018 год проживающих нет, прописан: 1 человек.

На кладбище в селе расположен памятник капитану Д.И. Шаля, погибшему в сентябре 1943 года при  освобождении села.

На фронт ушло много мужчин, но известно только о некоторых, в Книге Памяти том 10 есть сведения о:

Гуля Петр Исидорович, родившийся в 1910. Погиб в бою 28.04.1944 году. Похоронен: Волынская область.

Кощеев Василий Нестерович, рядовой, русский солдат. Призван Унечским РВК, 39 сп, 4 сд. Погиб в бою 24.02.1944году. Похоронен: д. Ящицы, Стрешинского района, Гомельской области.

Яковенко Владимир Кузьмич, сержант, 1920 года рождения. Погиб в бою 19.11.1944 года. Похоронен: в Латвии.

В деревне расположен святой источник.

 

Деревня Лавы


Лавы-деревня Унечского района Брянской области. Расположена  в 4 км к северо-восточнее от села Лыщичи на правом берегу реки Унечи.

Число жителей деревни в разные годы: 1859 – 84 человека,

1901 – 165 человек,

1926 – 242 человека,

1979 –118 человек,

1989 – 65 человек,

2002 – 42 человека,

2010 – 31 человек.

Основана предположительно в конце XVIII века. Впервые упоминается в 1820 как разросшийся хутор. Бывшее монастырское владение.

С 1861 по 1924 год в составе Голубовской волости Суражского (с 1921 – Клинцовского) уезда, позднее в Унечской волости. С 1929 года в составе Унечского района.

С 1920-х по 2005 года в Лыщичском с/с.

Село Лавы находится в юго-западной части Унечского района, уютно расположившись на берегу   реки Унеча  между ее притоками Днепровкой и Жечей. Ближайшие от Лав населенные пункты: Куровщина, Лыщичи, Найтоповичи, Снежинка, Займище, Свобода Селецкая, Старая Гута, Робчик.
До районного центра, города Унечи, от Лав по прямой около 8 километров. Как административно-территориальная единица село относится к Лыщичскому сельсовету.
Время возникновения Лав точно неизвестно. Предположительно этот населенный пункт возник после 1781 года.  Со страниц сборника историко-краеведческих очерков "Тихая моя родина" известно, что "по распоряжению графа Румянцева в 1879 году была учреждена особая комиссия, члены которой должны были объехать, "лично обозревши", города, местечки, села, деревни и сделать примечания, кому принадлежат эти селения и по каким документам. Комиссия закончила работу в 1781 году. Незадолго до того здесь были введены общерусские формы управления (наместничество). Опись получила наименование "Румянцевской". Судя по тому, что по результатам той описи населенного пункта с названием Лавы обозначено не было, можно предположить возникновение этого села несколько или много позднее 1781 года. Из письма Н.В. Шкрабо, уроженца соседнего села Лыщичи, известно следующее: "Село Лавы - это достаточно старое поселение, вот только летописи почему-то не ведутся. По рассказам стариков в своё время Лавы были большим селом. У каждой семьи было своё хозяйство, держали скот, занимались земледелием, а теперь остались одни старики. Места здесь очень красивые, да и деревня стоит на берегу р. Унеча. Кругом леса, луга, все условия для жизни, но, к сожалению, село  медленно вымирает. Местная молодёжь разъехалась по городам, иногда приезжают навестить своих предков, если таковые еще остались или просто унять ностальгию по родине.

Что ещё можно написать о Лавах? Есть недалеко от села место, которое называется Маслянуха. Про это место ходит немало легенд. Говорят, что когда-то давным-давно на этом месте был монастырь. Со всех сторон он был окружён непроходимым болотом (кстати, это болото осушили уже на моей памяти, а болото действительно было непроходимым). Так вот там, где стоял монастырь, был небольшой островок и этот островок вместе с монастырем ушёл в болото, и никто до сих пор не может доказать, было ли это на самом деле  или это просто легенда".

В разное время в Лавах проживали: Гордиенко, Кожемяко, Мельниковы, Назаркины, Степченко, Шевченко и другие.


Забытые деревни Павловского поселения

 

Поселок Озёрный

Озёрный - поселок Унечского района Брянской области, в 1,5 км к юго-западу от железнодорожной станции Рассуха.

Образован был после Великой Отечественной Войны.

До 1946 года официальное название- поселок Усадьба «Сельхозтехники». Указом Президиума Верховного совета РСФСР 10 августа 1964 года поселок Усадьбы «Сельхозтехника» переименован в поселок Озёрный Брянской области.

Название выбрали местные жители на собрании.

Вокруг поселка много мелких болот и озер, вот и выбрали такое название для поселка. Рядом находится деревня Водвинка, село Рассуха, поселок Рассуха.

В 1950-1960 гг. здесь была МТС. Со всего района пригоняли технику на ремонт.

Были построены: общежитие для рабочих, контора, магазин, мастерские, машинные гаражи. На территории этого поселка не было школы, клуба, библиотеки.

Жители обучались в школе поселка Рассуха.

Много жителей из поселка Рассуха работали в п. Озёрный.

В этом поселке проживали люди с такими фамилиями: Семченко, Борисенко, Автушенко, Литвинов, Дедков, Цапов, Сокол, Зимаков, Говоров.

После МТС была образована ПМК (Передвижная механизированная колонна).

Во время работы МТС, ПМК в поселке проживало около 45 человек.

По переписи 2010 года общая численность населения- 4 человека, в 2017 году проживало 3 человека.

Исповедовали православную веру. Престольных праздников нет.

 

Забытые деревни Старогутнянского поселения


Деревня Василёвка

Василёвка (Васильевка) – деревня Унечского района Брянской области, в 5 км к северу от села Старая Гута. Основана предположительно в конце XVIII века как хутор. С 1861 по 1924 в Кулагской волости Суражского (с 1921 - Клинцовского) уезда; позднее в Унечской волости, Унечском районе (с 1929). В середине ХХ века - колхоз имени Сталина. Входила в состав Дубиновского, Добрикского сельсовета. С 2010 года - без населения.

Максимальное число жителей 240 человек (1979).

Списки населенных мест Российской Империи, составленные и издаваемые центральным статистическим комитетом министерства внутренних дел, 1866 год.

Черниговская губерния. Суражский уезд. Василевка, хутор владельческий. По левую сторону от почтовой дороги из города Суража в город Новозыбков. При речке Дире (Дыре).

Расстояние от уездного города 23 верст.

Число дворов 4,

число жителей мужского пола 18, число жителей женского пола 20.

На 1893 год Василевка, хутор Суражского уезда Кулагской волости;

число дворов 9,

число жителей мужского пола 38, женского пола 37, всего 75;

стан 1,

участок земского начальника 2,

участок судебного следователя 1,

участок полицейского урядника 2.

Ведомость о церковно-приходских школах Черниговской епархии за 1896 год.
Деревня Васильевка.

«Школа основана в 1895 году. Помещение школы – наемное. Учитель Т. Максименко, домашнего образования. На содержание школы собрано денег от казны 16 рублей и по 5 рублей в месяц от общества.
Черниговские епархиальные известия, № 17, 1897 год».

Ведомость о школах грамоты Черниговской епархии за 1897 год.
Васильевская школа грамоты.

«Школа основана в 1897 году. Помещение школы – наемное. Учитель Филипп Сумаренко».
Из книги Малеева Егора Егоровича (1937 года) «Василевка, любовь моя…», мы  узнали следующее:

«Как утверждает легенда, Василевка была основана в 1779-ом году братьями Василием и Иваном Малеевыми. К концу 19 века в Василевке было уже более 40 домов, хозяева которых носили одну фамилию - Малеев.

Это были  мудрые, умные, работящие и по-деревенски скуповатые, бережливые люди. У всех у них в центре деревни были большие дома на две половины, по несколько лошадей, коров, овцы и другая живность, а так же пасеки. Семьи были многочисленные по 8-10 человек.

Деревня Василевка расположена примерно в 10 км юго-запада от г. Унеча. Еще 30 лет назад здесь жили люди.

Ухоженные, добротные дома, утопали в роскошных садах. В Василевке  было 76 домов, в которых проживали 389 человек. Больше чем на километр вытянулась деревня вдоль единственной главной улицы, почти от речки с юга на север. На треть своей длинны, от главной улицы, ответвляется единственный переулок  на десяток домов. За ним, в отдалении, на обширной возвышенности, стояла ветряная мельница, мимо которой проходила дорога, ведущая в Унечу.

В самом центре Василевки, перед небольшой площадью стоял деревянный клуб, рядом колхозная концелярия, и чуть поодаль сельмаг.

В метрах 100 от сельмага, на небольшом холме, размещалось деревенское кладбище без часовни и склепов, с несколькими гранитными памятниками. В основном могилы обозначены деревянными крестами.

Особой достопримечательностью Василевки была большая ветряная мельница, расположенная на просторной возвышенности, что на краю селения, построенная в начале XX века василевскими мужиками под руководством пленного австрийского инженера, имя которого стерлось с памяти селян. Удивительно было то, что все валы, шестерни, вибраторы, грохоты были сделаны исключительно из дерева. Из металлических деталей применялись только гвозди. Мощные пятиметровые крылья-лопасти ветряка с натянутыми льняными парусами трудились днем и ночью, вращая огромные двухметровые гранитные жернова. Хозяин ветряка, бессменный мельник Аким Иванович Малеев. В лицо его знали все мужики соседних сел и деревень и естественно уважали. Он был своего рода достопримечательностью, «национальным достоянием» Василевки.

Неподалеку от ветряка протекала невзрачная, некогда в древности, видимо, большая полноводная река, о чем свидетельствовали высокие коренные, расположенные по обе стороны русла берега. Когда по весне, а происходило это, как правило, в первой декаде апреля, речка разливалась, наполненная талыми водами, она превращалась в мощную бурлящую реку, которая отрезала Василевку на 10-15 дней от всего провославного мира. В 1948-ом году по инициативе Ивана Ивановича Малеева и Федоса Васильевича Мищенко, поддержанной районными властями, на реке было начато строительство плотины. Проект разрабатывался на ходу, по месту, с учетом мнений наиболее разумных мужиков. Зима 1950-1951 годов была необычно обильна снегопадами, а весна на редкость дружной. Рукотворное озеро переполнилось талой водой.

Когда утром 12 апреля люди пришли на берег озера - его уже не было. Плотина была более чем на половину смыта. Восстанавливать ее больше попыток не предпринималось, так как осенью 1950-го года колхоз имени И.В.Сталина был в порядке укрепления включен в состав Старогутнянского колхоза имени А.Жданова. Новому руководству укрепленного колхоза новая платина была не нужна.

До коллективизации достаток каждого селянина определялся площадью земельного надела, которым располагала семья, наличием скота, размерами дома и надворных построек.

Самыми состоятельными считались семьи Малеевых: Евдокима, Давыда, Петрока, Мирона, Дмитрока и Никиты. У них были просторные дома на две половины, по пять окон каждая, капитальные дворовые постройки, широкие тесовые глухие, как правило, дубовые ворота; к дому примыкал большой сад с домашней пасекой на 10-15 ульев и, разумеется, рубленой баней вблизи дома. Каждый  из этих деревенских «олигархов» владел лучшими наделами лугов и пашен, лесными угодьями, имел в собственности по 2-3 лошади, 2-3 коровы, 3-4 свиньи и до 20 овец, и разной птицы.

До революции в Василевке большая часть жителей была неграмотной, не было даже начальной школы. Детей из семей по богаче отдавали в Красновичи в двухгодичную церковно-приходскую школу. Сразу же после коллективизации в 1930-ом году в Василевке, в доме бывшего богатея Ульянова, была организованна начальная школа. После окончания  василевской начальной школы немногие продолжали учебу в Красновичской семилетней школе. В Красновичах находился сельсовет, поэтому удобно было там и учиться. С 1943-го года сельсовет перевели в село Добрик, там тоже была семилетка, и с этого года василевские дети стали посещать добрикскую школу. Когда началась первая мировая война, почти из каждой василевской семьи молодые мужчины призывного возраста были мобилизованы в действующую армию. По какому-то счастливому стечению обстоятельств погибших среди василевцев не было.

21 января 1929-го года состоялась организация колхоза под названием «И.В. Сталин».

10-го июля 1941 года были призваны  около 42 мужчин на фронт в Красную Армию. 21 сентября 1943 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, когда василевцы обычно отмечали свой Престольный праздник, в деревню вошли красноармейцы с юга, и одновременно крупно партизанский отряд с севера. Советская власть впервые дни после вступления в деревню Красной Армии приступила к восстановлению колхоза и школы. Из Унечи появилась учительница Анна Егоровна Кнороз. Вскорости была открыта сельская лавка, в которую в первую очередь завезли соль, керосин, мыло и спички. Заработала почта. Скоро из фронта стали поступать солдатские треугольники и первые похоронки, в том числе и те, которые относились к 1941-1942 годам. В Василевке вместе  с другими важными неотложными делами строили дома для погорельцев. Сгорело 26 домов. В первую очередь рубили дома многодетным семьям и семьям погибших красноармейцев. В 1946-ом году о пожаре, учиненном немцами, в Василевке уже ничто не напоминало.

Если проследить в хронологической последовательности василевские события, связанные с ее медленным умиранием, то можно отметить следующие основные моменты:

1941-1945- почти половила мужского населения Василевки, не вернулась с ВОВ.

1945- несколько людей завербовались в районы Крайнего Севера.

1946- многие семьи переезжают в Унечу.

1951-1965- уезжают на учебу и не возвращаются в деревню.

1966-1980- в Унечу, Старую Гуту и другие места переезжают многие василевцы.

1991-1995- в деревне осталось 12 человек населения. В основном пожилые женщины.

Сентябрь 2007- деревню покидает последняя жительница Малеева Мария Сергеевна.


Забытые деревни Старосельского поселения.


Поселок Восточная заря

Находится в 3 км к юго-востоку от села Староселье, основание поселка неизвестно, с 2007 без населения, школы не было, дети ходили в школу в Староселье.

Во время Великой Отечественной Войны освобожден  советскими войсками 21 сентября.

Население в 1979 году было 23 человека,

1989 – 10 человек,

2002 -  9 человек.

На данный момент жителей нет.

 

Село Врянцы


Находится в 3,5 км к югу от села Староселье. Известно с 1688 как существующее село, владение Пучковских, с 1749 – Журманов, позднее – генерал-майора Гудовича. До 1781 входило в Почепскую сотню Стародубского полка. С 1782 по 1918 в Мглинской уезд (с 1861- в составе Старосельской волости), с1918-1929 в Почепский уезд. Название происходит от слова врянец – говорун, хвастун, врун.  Село основано на речке Рогозке.

Население в 1866 году насчитывало 353 человека, в 1897 – 564 человека, в 1901 году – 595 человек.

Максимально зарегистрировано в 1926 году и составляло 640  жителей.

В 1979 году -329 человек,

1989 – 158 человек,

2002 – 60 чел.,

2010 – 19 чел.

На данный момент проживает 5 человек.

В селе находилась церковь Светого Николая, упоминается с 1696 до 1930 г. Была деревянной, не сохранилась. Престольные  праздники отмечались в честь Сетого Николая 22 мая и 19 декабря.

В селе была  восьмилетняя школа. В школу ходили ребята из соседних деревень Товбозино и поселков Рогожня и Высоцкий. В школе была столовая и  буфет. Опопление сначала было печное, а затем в 80-е годы сделали паровое отопление. На территории школы был разбит замечательный  яблоневый сад, обрабатывался огород, на котором работали ученики и выращивали овощи для питания в школе.

 

Поселок Высоцкий


Расположен в 1,5 км  к юго – востоку от села Врянцы.

Население в 1979 году составляло 31 человек в 1989 – 11 чел.,

2002 – 7 чел.

В настоящее время без населения.

 

Поселок Георгиевский


Расположен в 1 км к северо-западу от железнодорожной станции  Жудилово.  Население составляло в 1979 году 18 чел.,

1989 – 13 чел.,

2002 – 3 чел. Сейчас проживает 2 человека.


Дубровка


Расположена  в 4 км к западу от села Лизогубовка.

До 1964 года называлась Брешковка.

Названа по фамилии основателей и первых владельцев  Брешковых. Упоминается  с начала 18 века, считалась слободой.

Население в 1866 году составляло 79 человек, в 1901 -158 чел., максимально зарегистрировано в 1926 году и составило 208 жителей.

В 1979 – 183 чел.,

1989 – 83 чел.,

2002 – 44 чел.,

2010 – 5 чел., сейчас проживает 3 человека.

Входила в Почепскую сотню Стародубского полка, казачьего населения не имела.

Школы не было.


Поселок Немолодва


Расположен в 1 км к северу от железнодорожной станции Жудилово, вблизи речки Немолодва.

Всего было 3 двора.

Население в 1979 году составляло 10 человек,

1989 – 11 чел.,

2010 – 5 чел.

Сейчас проживает 3 человека.

 

Поселок Рогожня


Расположен в 2 км к северо-востоку от села Врянцы.

Назван по названию речки Рогозки.

Население в 1979 году составляло 20 чел.,

1989 – 5 чел.,

2010 – 2 чел.

В настоящее время жителей нет.

В старое время недалеко от поселка проходили игрища, так называемый «рынок». Собиралась молодежь с окрестных деревень, танцевали и играли на гармошках, пели песни, заводились знакомства и потом часто бывали драки между молодыми людьми.


Деревня Товбозино


Первоначально Толбозино. Одно из многочисленных владений князей Толбозиных, из казанских татар, перешедших на службу к Ивану Грозному. Имя основателя рода Тобуга, с татарского- означает «сильный бык». Расположена в 1,5 км к востоку от села Врянцы.

Упоминается с начала 18 века в составе Почепской сотни Стародубского полка, преимущественно казацкое поселение.

Школы не было.

Население в 1866 году составляло 184 человека,

1901 – 245 человек,

1926 – 342 человек,

1979 -127 человек,

1989 – 72 человек,

2002 -17 человек,

2010 10 человек.

В настоящее время проживает 3 человека.

Отмечался престольный праздник в честь архангела Михаила 21 ноября.

 

Деревня Чернобабки


Расположена в 2 км к юго-востоку от села Староселье. Название дано от украинского слова чернобабок, что означает « с черными  пятками». Упоминается с начала 18 века в составе Почепской сотни Стародубского полка.

Население  в 1866 году составляло 149 человек,

1901 – 199 человек,

1926  - 207 человек,

1979 – 52 человек,

1989 – 23 человек,

2002 -12 человек,

2010 – 4 человек.

В настоящее время без населения.

Люди во все времена искали более лучшие места для жительства. Образовывая хутора, после этого соединялись в более крупные населенные пункты. В этих населенных пунктах открывались школы, церкви и другие общественные заведения. Люди из маленьких сел постепенно переселялись в крупные населенные пункты, что приводит к исчезновению неперспективных населенных пунктов.

Несмотря на свою запущенность и дряхлость, забытые деревни являются естественным источником вдохновения для некоторых энтузиастов, не побоявшихся трудностей. Есть люди, которые переезжают из больших городов поближе к природе. Что это – зов крови или желание сбежать от городской суеты? Чем бы ни было обусловлено освоение заброшенных сел, возможно, благодаря этим переселенцам произойдет возрождение русской деревни.

 
Оценка пользователей: / 2 (5 из 5 /  Голосов: 2)
ПлохоОтлично 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить