Поиск на сайте
О библиотеках
Коллегам
Читателям
Краеведение
Экология
Центр правовой информации
Полезные ссылки
Штаб-квартира секции
публичных библиотек
Российской библиотечной
ассоциации
В нашей библиотеке вы можете получить полный доступ к объединенным фондам Национальной электронной библиотеки
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ
Муниципальным учреждением культуры
«Межпоселенческая центральная библиотека»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом «О библиотечным деле» от 29.12.1994 г №78-ФЗ, Гражданским Кодексом РФ, Законом Брянской области «О библиотечном деле Брянской области» от 11.10.2006г №90-З, Уставом Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая центральная библиотека», утвержденным Постановлением администрации Унечского района №244 от 30.11.2011г.
1.2. Настоящие Правила определяют взаимоотношения пользователей и Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая центральная библиотека» (далее МУК «МЦБ»), возникающие в процессе работы и обслуживания пользователей.
1.3. МУК «МЦБ» является информационным, культурным, образовательным учреждением, располагающим организованным фондом тиражных документов и предоставляющим их во временное пользование физическим и юридическим лицам (пользователям библиотеки) через структурные подразделения библиотеки – абонемент, читальный зал, центр правовой информации, центр экологической информации, сектор по обслуживанию инвалидов, отдел организации и использования единого фонда внестационарного обслуживания, межбиблиотечного абонемента, электронной доставки документов.
1.4. Библиотека общедоступна. Порядок использования фонда библиотеки, перечень основных и дополнительных услуг, условия их предоставления определяются настоящими Правилами, Уставом МУК «МЦБ», «Положением о платных услугах, предоставляемых МУК «МЦБ». 2. ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ. 2.1. Пользователями межпоселенческой центральной библиотеки могут быть: - граждане, постоянно проживающие на территории города и района, - юридические лица (предприятия, учреждения, организации города и района), имеющие право пользования фондами на основе договоров с библиотекой, - лица, не имеющие прописки и имеющие временную прописку на территории района, имеют право на библиотечное обслуживание только в читальном зале, центрах правовой и экологической информации.
2.2. Пользователи библиотеки имеют право бесплатно: - получать информацию о составе библиотечного фонда через систему каталогов, другие формы библиотечного информирования, - получать во временное пользование любой документ из фонда библиотеки для пользования в читальном зале или на дом в установленном Правилами порядке, - обжаловать в суде действия должностного лица, ущемляющего его права, - участвовать во всех мероприятиях библиотеки, - входить в состав общественных советов, высказывать свое мнение о деятельности библиотеки и ее сотрудников, вносить предложения по улучшению работы библиотеки.
2.3. Читатель библиотеки имеет право за установленную плату пользоваться информационными и сервисными услугами согласно «Номенклатуры платных услуг, предоставляемых МУК «МЦБ».
3. ПРАВА БИБЛИОТЕКИ. Библиотека имеет право: 3.1 . Самостоятельно определять содержание и формы деятельности. 3.2. Утверждать по согласованию с Учредителем Правила пользования. 3.3. Определять перечень платных услуг. 3.4. Определять виды и размеры компенсаций ущерба, нанесенного пользователем библиотеки. 3.5. Самостоятельно определять источники комплектования. 3.6. Осуществлять иную деятельность, не противоречащую законодательству РФ.
4. ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ.
Пользователь библиотеки обязан: 4.1 . Соблюдать Правила пользования библиотекой. Пользователи, нарушившие Правила и причинившие ущерб библиотеке, компенсируют его в следующем порядке: - при утере или порче документа из фонда библиотеки заменить их такими же или признанными библиотекой равноценными изданиями,а при невозможности замены возместить их стоимость соответственно текущим ценам;
- за отказ возместить ущерб пользователь лишается права пользования абонементом до полного погашения долга (деньгами или книгами);
- учебная, справочная, искусствоведческая литература не зависимо от года выпуска заменяется равноценными изданиями или денежной компенсацией по усмотрению библиотеки. Стоимость утраченных исторических документов определяется по ценам, действующим в современных рыночных условиях, или по ценам, указанным в учетных документах библиотеки с применением коэффициентов переоценок (согласно Постановлений правительства РФ от 1996г., 2002г., Постановления правительства РФ №1182 от 18.09.1997г.).
- за нарушение Правил пользования библиотекой, читатели, предприятия, организации и учреждения могут быть лишены права пользования библиотечным фондом на сроки, установленные администрацией до 1 года. (Материалы о нарушении Правил отдельными читателями могут передаваться для рассмотрения в трудовые коллективы).
- за утрату произведений печати из фондов библиотеки, причинение невосполнимого вреда и нарушение сроков возврата несовершеннолетними читателями ответственность несут их родители, опекуны, попечители.
4.2. При нарушении сроков возврата литературы, взятой во временное пользование, возместить неустойку за каждый просроченный день и за каждое издание в размере, установленном приказом директора на текущий год.
4.3. При получении документов тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать соответствующие пометки на выдаваемом документе.
4.4. Бережно относиться к документам из фонда библиотеки: не делать никаких пометок, не загибать страниц, не выносить из помещения не записанные издания.
4.5. Не нарушать расстановки фонда на стеллажах открытого доступа, не вынимать карточки из каталогов и картотек.
4.6. Бережно относиться к имуществу библиотеки.
4.7. Соблюдать правила поведения в общественных местах.
4.8. Не разрешается получать книги по формуляру другого читателя (исключения составляют семейные формуляры).
5. ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ.
Библиотека обязана:
5.1. Создать условия для обеспечения права пользования на свободный доступ к информации и фондам библиотеки, для приобщения к достижениям мировой и отечественной культуры и самообразования личности.
5.2. Изучать и наиболее полно удовлетворять запросы читателей. Не допускается использование сведений о читателе и его чтении в любых случаях, кроме научных целей и улучшения организации библиотечного обслуживания.
5.3. Содействовать формированию у пользователей информационных потребностей, принимать меры по их привлечению в библиотеку.
5.4. Обеспечить высокую культуру обслуживания читателей, оказывать им помощь в выборе необходимой литературы путем консультаций, предоставления в их пользование каталогов и картотек.
5.5. В случае отсутствия в фонде необходимых читателю произведений печати и иных материалов, запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из других библиотек.
5.6. Осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фонде библиотеки документов в соответствии с установленными Правилами, обеспечивающими их сохранность и рациональное использование.
5.7. Сотрудник библиотеки при выдаче документа обязан тщательно просмотреть его и в случае обнаружения дефектов сделать соответствующие пометки на документе.
5.8. Систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных читателю документов.
5.9. По требованию пользователей библиотека обязана предоставить им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фонда.
6. ПОРЯДОК ЗАПИСИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕКУ.
6.1. Запись в библиотеку осуществляется по предъявлению документа удостоверяющего личность (паспорт). Дети до 14 лет записываются на основании документов, удостоверяющих личность их законных представителей и их поручительства.
6.2. При записи в библиотеку пользователь знакомится с Правилами пользования и подтверждает обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре. Сообщает сведения, необходимые для оформления читательского формуляра, регистрационной карточки.
6.3. При перемене места жительства, изменении фамилии и других изменениях читатель обязан сообщить библиотекарю.
6.4. Лица, не имеющие прописки на территории района, временно проживающие на территории Унечского района для записи в библиотеку: üзнакомятся с настоящими Правилами, предъявляют паспорт,
üсообщают сведения для читательского формуляра,
регистрационной карточки и формуляра читального зала.
6.5. Организации, учреждения становятся пользователями библиотеки после заключения договора.
6.6. По приказу директора ежегодно проводится перерегистрация читателей с предъявлением документа, удостоверяющего личность (паспорта), при полной сдаче взятых в библиотеке книг.
7. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ БИБЛИОТЕКИ.
7.1. Абонемент – отдел библиотеки, осуществляющий выдачу литературы для использования вне библиотеки на определенный срок и определенных условиях.
- Читатель может получить на дом, как правило, не более 5 произведений печати и иных материалов: взрослые – на срок до 15 дней, дети – на 10 дней, новые журналы и литература повышенного спроса выдаются на срок не более 5 дней.
- Читатель может продлить срок пользования литературой, если на них нет спроса других читателей, еще на 15 дней (но не более 2-х раз подряд).
- Читатель расписывается за каждый полученный документ. При возврате литературы в библиотеку расписка читателя погашается подписью библиотекаря. Дошкольники за получение книг не расписываются.
- Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи литературы читателю и приема их библиотекарем.
- Через 45 дней (через 90 дней для читателей учебной литературы) в случае не возврата документов библиотека применит штрафные санкции:
- штраф за каждое издание и каждый просроченный день согласно
Положения «Взимание пени с читателей, не возвративших книгу или
другой документ в установленный срок» (ст. 330, 331 ГК РФ);
- в случае не уплаты штрафа лишит права пользования абонементом постоянно или на конкретный срок, согласно настоящих Правил пользования, п.4 «Обязанности пользователей библиотеки».
7.2. Читальный зал – предоставляет читателям возможность пользоваться произведениями печати и иными документами в помещении библиотеки.
- Читальный зал обслуживает всех желающих.
- Количество литературы, выдаваемой в читальном зале, не ограничено.
- Редкие и ценные издания, единственные экземпляры, справочные издания, документы, полученные по МБА, выдаются только для пользования в читальном зале.
- Читатель обязан расписаться за каждый полученный в читальном зале документ. (Читатели – дети расписываются в формуляре с 1-го класса)
- При возвращении издания, записи в формуляре погашаются подписью библиотекаря.
7.3. Сектор по обслуживанию инвалидов предоставляет читателям право выбора и получения во временное пользование специальных и плоскопечатных изданий; организует массовые мероприятия, кружки громкого чтения, создает условия для самостоятельной работы незрячих пользователей с книгой.
- Пользователями сектора (библиотеки) могут быть: инвалиды (дети и взрослые) и члены их семей, лица с ограниченными возможностями посещения библиотеки, специалисты, занимающиеся проблемами инвалидов.
- Для записи в библиотеку инвалиды предъявляют паспорт.
- Издания, имеющиеся в фонде сектора, предоставляются читателям для пользования непосредственно в библиотеке или могут быть выданы на дом сроком на 1 месяц.
- Срок пользования изданиями по просьбе читателей (лично или по телефону) может быть продлен до 3-х раз, если на издание нет спроса. Продление срока пользования выданными изданиями оформляется повторной записью с указанием нового срока возврата.
- Все издания, выдаваемые читателю на дом, записываются в читательском формуляре. При записи указываются: дата выдачи, вид издания, инвентарный номер, автор и заглавие книги, порядковые номера книг из комплекта рельефно-точечного издания.
- На формуляре указывается номер паспорта.
- Незрячие читатели в получении книг в формуляре не расписываются.
- При возвращении изданий библиотекарь в присутствии читателя обязан зачеркнуть инвентарный номера книг и расписаться в их получении.
- При возвращении «говорящих книг» в присутствии читателя
производится осмотр всех кассет, входящих в комплект.
- Предоставление услуг, связанных с использованием тифлотехнических средств, - бесплатное согласно «Номенклатуры услуг, предоставляемых сектором по обслуживанию инвалидов».
7.4. Центр экологической информации (ЦЭИ) – предоставляет читателям возможность пользоваться информационными ресурсами экологической тематики в помещении библиотеки.
- ЦЭИ обслуживает всех желающих.
- Количество документов, выдаваемых в ЦЭИ, не ограничено.
- Читатель расписывается за каждый полученный документ.
- При возвращении изданий запись в формуляре погашается подписью библиотекаря.
7.5. Центр правовой информации (ЦПИ) – обеспечивает свободный доступ граждан к правовой информации находящейся в распоряжении ЦПИ.
- Предоставляет пользователям правовую информацию, содержащуюся в электронных базах данных ЦПИ, на компакт – дисках, а так же на традиционных носителях (печатных изданиях).
- Пользоваться правовыми ресурсами (печатные издания) можно только в помещении библиотеки.
- Для получения правовой информации пользователь имеет право использовать компьютерную технику как самостоятельно, так и с привлечением библиографа (согласно «Номенклатуре платных услуг, предоставляемых МУК «МЦБ»).
- Количество документов, выдаваемых в ЦПИ, не ограничено.
- При записи в ЦПИ пользователь предоставляет информацию о себе для заполнения регистрационной картотеки пользователей.
7.6. Кабинет сервисных услуг (КСУ) – предоставляет услуги населению за определенную плату с целью удовлетворения личностных потребностей согласно «Номенклатуре платных услуг предоставляемых КСУ».
ü Информирует население о предоставляемых и вновь вводимых
сервисных услугах.
ü Пользователями КСУ может стать любой желающий.
ü При обращении в КСУ пользователь должен назвать вид необходимой услуги, оговорить срок ее выполнения.
ü Оплата за услуги с утвержденным тарифом производится по результатам их выполнения, за услуги, предоставляемые на договорной основе - предварительно.
8. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ БИБЛИОТЕКИ.
8.1. Платные услуги оказываются пользователям следующими структурными подразделениями: читальным залом, кабинетом сервисных услуг, центром правовой информации, отделом организации и использования единого фонда, внестационарного обслуживания, межбиблиотечного абонемента, электронной доставки документов согласно «Номенклатуры платных услуг, предоставляемых МУК «МЦБ».
8.2. Оказание услуги: -пользователь дает заявку библиотекарю на оказание определенной номенклатурной услуги,
|