Поиск на сайте

Оцените наш сайт

 

 

 

 

Штаб-квартира секции
публичных библиотек
Российской библиотечной
ассоциации

 

 

В нашей библиотеке вы можете получить полный доступ к объединенным фондам Национальной электронной библиотеки

 

Яндекс.Метрика

Портал Культура.рф

Права несовершеннолетних детей

(к 100-летию со дня образования комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав)

14 января 2018 года исполнится 100 лет со дня создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. На протяжении всех этих лет комиссии играют важную роль в решении проблем защиты детей от жестокости, насилия, негативных влияний социальной среды.

После Октябрьской революции 1917 года советское государство провозгласило и стало неуклонно претворять в жизнь новый принцип отношения к детям – принцип социального воспитания. Отныне несовершеннолетние признавались «детьми республики» и забота о ребенке стала «прямой обязанностью государства», причем основное внимание уделялось детям обездоленным, сиротам и  беспризорникам. Борьба с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних стала рассматриваться как часть единого дела охраны детства.

14 января 1918 года был принят декрет «О комиссиях для несовершеннолетних». Вновь созданные комиссии для несовершеннолетних находились в ведении Наркомата общественного призрения и состояли из представителей трех ведомств: Наркомата общественного призрения, прокуратуры и юстиции. Суды и тюремное заключение для несовершеннолетних были упразднены, заключенные малолетние преступники освобождены. Все уголовные дела о преступлениях подростков были изъяты из компетенции судов и переданы комиссиям по делам несовершеннолетних, в компетенцию которых также входила работа по спасению голодающих детей, ликвидация беспризорности, создание специальных детских учреждений для малолетних правонарушителей.

Устанавливалось, что после рассмотрения материалов по делу несовершеннолетнего комиссия либо освобождала его, либо в соответствии с характером совершенного им правонарушения, направляла в одно из учреждений Народного комиссариата государственного призрения. Определение типов детских учреждений для правонарушителей и разработка инструкции для комиссий о несовершеннолетних были поручены Наркомату государственного призрения.

Для организации работы комиссий о несовершеннолетних постановлением народного комиссара А.М. Коллонтай от 20 января 1918 г. был создан Отдел призрения несовершеннолетних. Таким образом, был сформирован аппарат управления по охране детства в центре и на местах. Содержание всех детских учреждений производилось за счет государственных средств. Одновременно органами социального обеспечения принимались меры к привлечению Советов депутатов и пролетарских организаций к охране детства.

В мае 1918 г. в Москве открылся первый распределительно-наблюдательный пункт (приют) для несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных деяниях. Комиссия должна была не только рассматривать материалы о правонарушениях несовершеннолетних, но и организовывать борьбу с беспризорностью.

В марте 1920 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных преступлениях». В нем вновь подтверждалась основная идея Декрета СНК от 14 января 1918 года о том, что все дела об общественно опасных деяниях несовершеннолетних подлежат ведению комиссии по делам несовершеннолетних.

Декретом СНК от 22 мая 1925 года при наркомате просвещения РСФСР была создана Центральная  комиссия по делам несовершеннолетних, предназначенная для организации планомерной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних и согласования деятельности заинтересованных ведомств. Тем самым уже тогда определились ее координирующие функции и роль организатора профилактической работы.

Следующий важный этап в деятельности комиссий – принятие 12 июня 1926 года «Инструкции комиссии для несовершеннолетних». Инструкция устанавливала перечень тех преступлений, которые подлежали обязательному рассмотрению представителями народного суда в составе комиссии, и определяла процедуру такого рассмотрения.

11 июля 1931 г. было принято Постановление СНК РСФСР под названием «Положение о комиссии по делам несовершеннолетних». Оно выделяло две цели деятельности комиссии: 1) охрана прав и интересов несовершеннолетних; 2) предупреждение и борьба с правонарушениями несовершеннолетних путем применения мер медико-педагогического характера, правовой и материальной помощи, ведения разъяснительной работы среди населения.

В итоге появились первые позитивные результаты: беспризорность и связанные с ней правонарушения детей и подростков пошли на убыль. Так, только за период 1931-1935 гг. число осужденных несовершеннолетних сократилось более чем в 2 раза.

Отправной точкой коренного поворота государственной политики воздействия на малолетних преступников стало Постановление ЦИК и Совнаркома СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» от 7 апреля 1935 г. Ответственность за пять видов преступлений (кражи, телесные повреждения, преступления, связанные с применением насилия, убийства, покушения на убийства) устанавливалась теперь не с 16, а с 12 лет. Отменялась ст. 8 УК РСФСР, допуская отныне применение к достигшим 12 лет не только лишения свободы, но и «высшую меру социальной защиты».

Постановление отдавало в ведение Наркомпроса 3 типа детских домов: для трудновоспитуемых детей, детдома нормального типа для детей без средств к существованию и детдома для содержания детей на средства родителей. В ведении НКЗдрава оставались 2 типа заведений: специальные детдома для детей-инвалидов (в ведении Наркомсобеса) и учреждения для лечения несовершеннолетних. В ведении НКВД оставались изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители (с содержанием не более 1 мес.)

Началась коренная реконструкция системы профилактики на совершенно иных, во многом социально ущербных, но хорошо испытанных принципах: милиция - вместо органов просвещения и социального обеспечения, суд - вместо более демократического института комиссий, кара, наказание для  несовершеннолетних - вместо их кропотливого воспитания, милицейский учет - вместо педагогического воздействия и т.д. Были ликвидированы Центральная комиссия по делам несовершеннолетних и детские комиссии при республиканских и местных органах власти – важные межведомственные координирующие профилактические мероприятия органы. Рассмотрение дел о преступлениях подростков было передано в суд.

В годы Великой Отечественной войны реальная забота государственных учреждений о детях, по сути, заменила множеству детей разрушенный врагом родительский дом, сохранила заботу и надзор за ребятами в новых местах поселения. Во всех районах и городах страны в этот период была открыта дополнительная сеть детских домов и уплотнены существующие. Широкий размах получила инициатива многих граждан взять себе на воспитание детей, нуждающихся в крове, питании и одежде.

23 января 1942 г. Совнарком СССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Повсеместно были образованы  Комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, расширена сеть приемников-распределителей для детей, потерявших родителей, предусмотрены меры по развитию патронирования их в семьях трудящихся, расширению приема детей, оставшихся без родителей, в учебные заведения трудовых резервов, организации розыска родителями своих детей и  воссоединению потерявших друг друга членов семей.

Комиссии по делам несовершеннолетних вновь возродились лишь в период «хрущевской оттепели». Постановлением Совета Министров РСФСР в 1957 году утверждено Положение о комиссиях по устройству детей и подростков.

В 1961-62 гг. в качестве органов, координирующих деятельность всех учреждений и организаций по борьбе с беспризорностью, устройству и охране прав детей и подростков, повсеместно при районных (городских) исполкомах местных Советов народных депутатов и при Советах Министров союзных и автономных республик были воссозданы Комиссии по делам несовершеннолетних. Подчинение их непосредственно органам государственного управления обеспечило большую оперативность, а также лучшие условия для взаимодействия в данной сфере, для преодоления ведомственных интересов ради достижения общей цели – сокращения преступности в стране, охране прав детей и подростков.

В эти годы были проведены крупные социальные мероприятия по расширению масштабов оказания конкретной помощи семьям в воспитании детей и подростков, расширению общественного попечения о несовершеннолетних, лишившихся родителей, улучшению трудового воспитания подрастающего поколения. Согласно правительственному решению  в стране стали создаваться школы-интернаты, группы продленного дня, приняты меры по улучшению работы с подростками по месту жительства, развитию внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Различными ведомствами и общественными организациями были осуществлены меры по совершенствованию системы предупредительной и воспитательной работы с подростками, в частности, организовано шефство и наставничество над ними кадровых рабочих, усилен контроль за воспитанием работающих подростков в семье. Большое внимание придавалось устройству молодежи на работу после окончания общеобразовательной школы, развитию профессионального обучения несовершеннолетних, созданию реальных предпосылок для желающих работать на производстве, созданию для них необходимых гарантий закрепления в трудовых коллективах. Как итог наметилась положительная тенденция в динамике правонарушений несовершеннолетних и, прежде всего, снижения ее общественной опасности.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года было утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, которое действует по настоящее время. В соответствии с Положением, комиссии по делам несовершеннолетних являются основным координационным звеном в системе государственных органов и организаций общественности, специально занимающихся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних

В течение последующих лет Положение о комиссии по делам несовершеннолетних неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия комиссии по борьбе и предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. Позднее, в 1970-х годах правовыми актами была закреплена координирующая роль комиссии в системе государственных органов и расширены контрольные функции. На комиссию была также возложена обязанность по наблюдению за поведением осужденных несовершеннолетних, в отношении которых применена судом отсрочка исполнения приговора и условное осуждение.

В 1980-84 годах с принятием Основ Законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, была расширена компетенция комиссии в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей.

Указ Президента Российской Федерации от 06 сентября 1993 года №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» закрепил главенствующую роль Комиссий по делам несовершеннолетних в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Основным правовым актом в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на сегодняшний день остается Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-фз «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Таким образом, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, впервые созданные в 1918 году, на протяжении всей своей истории осуществляют совместно с заинтересованными органами важные задачи по устройству детей и подростков, охране их прав, предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

 

О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (С ИЗМЕНЕНИЯМИ НА 1 АВГУСТА 2017 ГОДА)

 

Ликвидация детской беспризорности. Страницы истории.

О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности.

 

КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (http://government.ru/department/159/events/)

Основными задачами Комиссии, в частности, являются:

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанной с обеспечением исполнения законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав;

- выработка предложений и рекомендаций органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организационно-методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной сфере.

Ольга Юрьевна Голодец

 

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Дата вступления в должность: 21.05.2012

Состав Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в редакции распоряжения Правительства от 9 марта 2017 года №418-р

9 марта 2017 14:50

Голодец О.Ю. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (председатель Комиссии)

Горовой А.В. - первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)

Каганов В.Ш. - заместитель Министра образования и науки Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)

Сильянов Е.А. - директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России (ответственный секретарь Комиссии)

Алханов А.Д. - заместитель Министра юстиции Российской Федерации

Аристархов В.В. - первый заместитель Министра культуры Российской Федерации

Аристов С.А. - статс-секретарь - заместитель Министра транспорта Российской Федерации

Басова Ю.В. - президент открытого акционерного общества «Квадра - Генерирующая компания» (по согласованию)

Вовченко А.В. - первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации

Вторыгина Е.А. - заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (по согласованию)

Гатилов Г.М. - заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации

Зыков О.В. - директор Региональной общественной организации содействия совершенствованию антинаркотической политики и реформе системы наркологической помощи "Институт Наркологического Здоровья Нации" (по согласованию)

Клочко Е.Ю. - специальный представитель в Москве и Московской области межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности» (по согласованию)

Котов Ю.Б. - советник Управления заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития

Кузнецова А.Ю. - Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (по согласованию)

Москалькова Т.Н. - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (по согласованию)

Панков Н.А. - статс-секретарь - заместитель Министра обороны Российской Федерации

Петренко В.А. - член Комитета Совета Федерации по социальной политике (по согласованию)

Романов Л.М. - генеральный директор благотворительного фонда «Центр помощи беспризорным детям» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (по согласованию)

Рубцов В.В. - ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (по согласованию)

Рудый А.А. - первый заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний

Семья Г.В. - профессор кафедры психологической антропологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет»

Спивак А.М. - председатель правления Фонда «Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения» (по согласованию)

Тихонова И.Ю. - член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре (по согласованию)

Томилова М.В. - заместитель Министра спорта Российской Федерации

Чуприян А.П. - заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Чупшева С.В. - генеральный директор автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (по согласованию)

Шамликашвили Ц.А. - президент автономной некоммерческой организации «Научно-методический центр медиации и права» (по согласованию)

Яковлева Т.В. - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации.

 

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Брянской области

Адрес: 241002, г. Брянск, проспект Ленина, 33

Место приёма заявлений о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних

241002, г. Брянск, проспект Ленина, 33, каб. 396
(проезд общественным транспортом до остановки Площадь Ленина)

Время приёма заявлений: понедельник — пятница

с 10.00 час. до 12.00 час.
с 14.00 час. до 16.00 час.

Телефоны: 8(4832) 74-06-59
8 (4832) 74-36-54

Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Адрес: 241050, г.Брянск, ул. Фокина, 31

Телефон: (4832) 67-43-64

E-mail:  Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

Администрация Унечского муниципального района

243300, Брянская область, город Унеча, площадь Ленина, дом 1

Телефон: (8-48351) 2-20-92
Факс: (8-48351) 2-20-92, 2-18-38

График работы администрации района:

  • понедельник, вторник, среда, четверг: 8:30 - 13:00, 14:00 - 17:45;
  • пятница: 8:30 - 13:00, 14:00 - 16:30

Сектор по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Теплая Елена Михайловна, главный инспектор, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних
Телефон: (8-48351) 2-10-64

 
Оценка пользователей: / 0 (0 из 5 /  Голосов: 0)
ПлохоОтлично 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить