Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Православные храмы - Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Поиск на сайте

 


Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/310875

 

 

Оцените наш сайт

Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры Брянской области

 

 

 

 

 

 

 

Штаб-квартира секции
публичных библиотек
Российской библиотечной
ассоциации

 

 

В нашей библиотеке вы можете получить полный доступ к объединенным фондам Национальной электронной библиотеки

Яндекс.Метрика

Портал Культура.рф

Оглавление
Православные храмы
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Все страницы

 

 

ПРАВОСЛАВНЫЕ  ХРАМЫ  УНЕЧСКОГО  РАЙОНА

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
г. Унеча

Храм расположен на северо-западной окраине города недалеко от парка им. Уральских добровольцев. Интересна история строительства храма. 
Письма с просьбами о необходимости строительства церкви в Унече приходили в органы местной власти постоянно, ведь многие годы верующие собирались в частных домах. 
И в 1989 году было принято решение о ее возведении. Место выбрали самое красивое – около леса и озера. 
За несколько месяцев был построен крестильный дом. Затем приступили к возведению храма. Можно сказать, что и автором проекта, и прорабом строительства, и вдохновителем был первый настоятель храма отец Леонид (в миру Леонид Михайлович Шпиньков).

Когда было получено разрешение на строительство храма в г. Унече, то образованное в нашем городе приходское собрание обратилось с просьбой к правящему епископу Орловскому и Брянскому Паисию направить в Унечу протоиерея Леонида Шпинькова для строительства храма. Просьба их была удовлетворена. 
Прибыв в Унечу в сентябре 1990 года, отец Леонид арендовал частный домик для совершения служб и начал строительство помещения вместимостью 700 человек, которое было построено к апрелю 1991 года. В этом же году начал строительство архитектурного пятикупольного храма с колокольней вместимостью 2 тысячи человек. 

С июня 1994 года отец Леонид назначался благочинным Клинцовского округа, а затем, по образовании Брянской епархии, был назначен почетным благочинным Унечского округа в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 
Преображение Господне. Вынос святынь. 19.08.2005г. В 1997 году строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы было завершено, и в апреле 1998 года храм был освящен архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком, и отец Леонид был награжден крестом с украшением.
Храм Благовещения изменил и сам облик города. Он построен исключительно на народные средства. 
Диплома I областного фестиваля духовной музыки, проходившего в Брянске 30 сентября и 1 октября «Россия, верую в тебя» был удостоен хор Благовещенского храма. Фестиваль был организован и проведен Управлением культуры Брянской области. Он проходил под эгидой архиепископа Брянского и Севского Феофилакта. Исполнение духовных песен православными христианами из нашего города было высоко оценено. За сохранении, развитие и популяризацию традиций русской классической и духовной музыки вместе с дипломом фестиваля хор получил в дар икону всех Брянских святых. Готовила исполнителей к выступлению на фестивале регент Благовещенского храма преподаватель Унечской детской школы искусств В.Д. Соломахина.

.................................................
Алешина А. Церковный хор удостоен диплома//Унечская газета. 2006. – 20 окт. (№ 122 – 123). С. 5
Нелегкий путь пастыря
//Унечская газета. – 2005. – 22 окт. (№132) .- С. 2

Свято - Никольское подворье Свенского монастыря


г. Унеча

На строительство подворья было получено благословение Епископа Брянского и Севского Феофилакта. В Брянской области Унечское монашеское Подворье стало вторым, аналогичное уже более восьми лет существует в Клинцах. 

Унечское Подворье открыто в честь Божьего Угодника Николая Чудотворца. 

За короткий промежуток времени на территории бывшего детского сада «Колокольчик» была возведена церковь. Основателем подворья в Унече является архимандрит Никодим.

Первая праздничная служба в Свято–Никольском подворье состоялась в престольный праздник святителя Николая-Чудотворца под началом настоятеля Свенского монастыря Архимандрита Никодима 19 мая 2003 года.

В монашеском Подворье церковную службу ведет монах, который строго придерживается монастырского Устава. Священнослужитель Унечского подворья окормляет прихожан города и района, совершает все требы: панихиды, молебны, крещение, венчание и так далее.

Значимая заслуга в появлении в нашем городе монашеского подворья принадлежит руководителям местной администрации и ведущим предприятиям района.
...........................................
· Раханский Ю. В честь святителя Николая// Унечская газета. – 2003.–28 янв. (№ 12).–С.3 
· Там, где пели колокольчики, зазвенят колокола// Унечская газета. – 2003. – 27 мая (№ 65).–С.1


Церковь Смоленской Божией Матери

с. Березино

Храм был перестроен из бывшего комбината бытового обслуживания в 1993 – 1994 годы. Возводили храм жители села, под руководством бывшего фронтовика Владимира Сергеевича Дудко. Значимую помощь оказали директор совхоза Н.К. Солопеев и глава администрации Алексей Владимирович Дудко.
Во время обряда Крещения в церкви Смоленской Божьей Матери. Обряд совершает о. Вадим.
Первая служба состоялась 29 апреля 1994 года на страстной пятнице Великого поста. Храм был освящен Архиепископом Брянским и Севским Феофилактом.
Храмовый престольный праздник отмечается ежегодно 10 августа в день иконы Одигитрии – Путеводительницы. На Руси она именуется Чудотворной Смоленской. 31 августа отмечается память мученикам Флору и Лавру, 19 октября -апостолу Фоме.

Служит в храме священник отец Вадим (Ананьев Вадим Алексеевич 1965 г.р.), духовным отцом и наставником которого являлся Дмитрий Дудко. Иерей Вадим истово и бескорыстно служит Богу и людям. 
В декабре 2001 года, а также в январе и феврале 2002 года в храме мироточили иконы. Лики Божьей Матери и Иоанна Богослова, олицетворяющие Голгофу, были усыпаны мелкими и крупными росинками, а на ногах распятого Христа отчетливо проступали потеки миро.
Отец Вадим объяснил это знамение так: «Люди считают, что Бог от них далеко, а он здесь, рядом. Это его тайные знаки. Святые старцы считают, что мироточение икон предсказывают великие потрясения и смуту».
...............................................
· Летопись села Березина /Сост.: Л.Эшалиева – Березино.: Березинская поселенческая библиотека. – 200. – С. 38 - 39.
· Раханский Ю. В Березино заплакали иконы//Унечская газета. – 2002. – 15 мая (№56). – С. 2

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы


с. Высокое

Церковь Покрова в с. Высокое. Автор Межуева Е.Н. Масло 1965г. 
Церковь стоит на краю села на высоком берегу реки в окружении деревьев. Возведена в 1895 г.Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом. Деревянный крестообразный в плане храм типа восьмерик на четверике, архитектура которого во многом следует формам каменных построек позднего классицизма.

Основной кубический объем, несущий световой восьмерик с куполом и маленькой главкой, значительно возвышается над прямоугольными в плане алтарем, трапезной и боковыми приделами с двускатными кровлями. Поставленная над западной частью трапезной (папертью) колокольня состоит из низкого четверика с восьмериком звона и купольного покрытия с главкой, аналогичных таковым у храма. 

Горизонтальная тесовая обшивка стен заменена вертикальной лишь внизу, над цоколем здания.

Лаконичный декор фасадов состоит из простых обрамлений прямоугольных проемов, классицистических карнизов с треугольными фронтонами над алтарем и боковыми прирубами, а также входных крылец (западного и южного) со столбиками и навесами.

В интерьере более высокая центральная часть храма с парусами при переходе к восьмерику объединена широкими арочными проемами с боковыми прирубами, алтарем и трапезной. Паперть отделена стеной с проемом. 

Церковь не восстановлена.
...............................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. -М.: Наука, 1998. - С. 584.

Церковь Архангела Михаила
с. Горяны

Старожилы утверждают, что предположительно в 1850 – 1880гг. на месте, где сейчас находится храм Архангела Михаила, стояла церковь Святой Анны. По легенде с колокольни той церкви упал колокол, и в месте его падения образовалась трясина. Вода в ручье чистая и очень холодная, не замерзает даже в морозы.  Полуразрушенный храм был восстановлен и назван в честь Архангела Михаила. 
Старожилы помнят первого настоятеля церкви Архангела Михаила - Амоса Янкевича, который прибыл в Горяны в 1918 году из Белоруссии. По воспоминаниям его дочери отец был священником в армии. В Горяны он прибыл со своей матушкой Марией, и уже здесь в Горянах у них родились 3 сына и 2 дочери. Сын Борис погиб на фронте. Дочь Людмила прошла всю войну фронтовой сестрой.
Отца Амоса прихожане уважали за честность и образованность. В 1937 году он был репрессирован. Средь бела дня его арестовали, как врага народа. О его судьбе ничего не известно, в село он не вернулся. 
В последствии храм был отдан под клуб. И уже после Великой Отечественной войны в 1945 году в Горяны приехал Ляхов Арсентий - иеромонах из Плащанского монастыря. С 1945 по 1960 годы он служил в храме. 
В 1960 году храм прекратил свою работу, т. к. не было священника.
В 1993 году прихожане решили восстановить храм. Настоятель строящегося храма в Унече о. Леонид приехал забрать колокол с недействующего храма. Но увидев, что храм можно восстановить, сказал об этом селянам и колокол не взял.
Представители общего собрания отправились в Орловскую епархию, где им дали добро на восстановление храма. Деньги на строительство собирали всем миром. На собранные деньги было куплено железо, которое пролежало два года, т. к. средств на стройку было недостаточно. В ту пору директором НГЧ – 23 был А. Новаш, который помог лесоматериалом и прислал рабочих на строительство.
Наконец храм был восстановлен. За короткий промежуток времени были собраны иконы, книги для церкви. В июле 1995 года храм был освящен. На этой церемонии присутствовал архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек, отец Никодим и отец Александр из Брянской епархии. В настоящее время в церкви служит Александр Сапичев, которого уважают все прихожане.
..........................................
· По воспоминаниям жительницы с. Горяны Тароло Надежды Петровны

Церковь Рождества Богородицы
с. Лыщичи

Церковь Рождества Богородицы расположена в центре села на берегу реки, доминирует в окружающем пейзаже Построена в 1814 г. в честь победы в Отечественной войне 1812 г.; в 1909 г. надстроена и расширена трапезная с приделами по сторонам и сооружена новая колокольня; тогда же, видимо, появилось и нынешнее завершение храма. Стены здания кирпичные, оштукатуренные. Оригинальный крестообразный в плане храм в стиле позднего классицизма с пристройками в русском стиле.
В объемной композиции выделяется высотой основной четверик с крупными сегментными окнами вверху и поздней четырехскатной кровлей, увенчанной декоративным пятиглавием. К четверику примыкают прямоугольные алтарь и боковые рукава креста в два света, украшенные четырехколонными портиками. 
Первоначальный позднеклассицистический декор храма строг и лаконичен. Более сухо и дробно выглядит убранство фасадов колокольни и приделов в русском стиле.


Церковь Рождества Богородицы. 1965г.

В интерьере центральное помещение, сильно развитое в высоту, перекрыто деревянным восьмигранным сомкнутым сводом с плоскими парусами в углах. Перекрытия остальных частей плоские.
Иконостасы в основном объеме и приделах характерны для стиля украинского барокко. Иконы утрачены. 
Царские врата (существовали до 1970-х гг.) с изысканной ажурной резьбой растительного характера и овальными иконами, очевидно перенесенные из другого храма, были выполнены в 1-й пол. 18 в.; они увенчивались короной - характерным элементом декора украинского барокко.
Сходные между собой трехъярусные иконостасы в приделах сохранились фрагментарно. Представляют интерес карнизы нижних ярусов с арочными завершениями по осям и обрамление в виде квадрифолия над царскими вратами (северный придел). Киоты русского стиля с тяжелыми формами и суховатой резьбой относятся ко 2-й пол. 19 века.
Во время Великой Отечественной войны здание очень пострадало.
В церкви было два престольных праздника Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) и святой Великомученицы Параскевы (10 ноября), эта традиция сохранилась и до настоящего времени.
Церковь не восстановлена. 
..............................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 584-588. 
· Церковь Рождества Богородицы в Лыщичах//Брян. газ. - 1998. - 10-16 дек. (№50). - С. 9. 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы
с. Найтоповичи

Церковь Успения в с. Найтоповичи расположена на краю села у оврага над проходящей внизу дорогой. Построена в 1825 г. на средства помещика Я. Чернолусского. 
Церковь кирпичная и оштукатуренная. В 1930 г. разобрана ее отдельно стоявшая колокольня. Небольшой однокупольный усадебный храм в стиле ампир с хорошо найденными пропорциями и выразительной крестообразной композицией выглядит подчеркнуто монументально и строго. 
Основной массивный кубический объем с короткими прямоугольными в плане и слегка пониженными рукавами креста увенчан цилиндрическим барабаном с арочными проемами, полусферическим куполом и маленькой главкой. 

Из других элементов особенно интересны своеобразные тяги вверху стен. Оконные проемы с выступающими подоконниками лишены обрамлений, и только над входами в центре портиков размещены сандрики. 

Во время обряда Крещения в церкви Успения.Обряд совершает о.Андрей
В интерьере центральная часть храма с барабаном на парусах перекрыта куполом. 
Стены внутри оштукатурены и окрашены масляной краской. 

От росписей, выполненных клеевыми красками в 1-й трети 19 в., сохранился только один фрагмент с изображением балюстрады в куполе. 

Трехъярусный иконостас 1-й трети 19 в. с типично барочной, повышенной и сложно изломанной центральной частью принадлежит к распространенному на Украине в 18-нач. 19 в. типу памятников. В цокольной части справа на доске написан герб Я. Чернолусского. Фон иконостаса серо – голубой, резьба позолочена. 

Из воспоминаний старожилов.

Шел 1812 год. Пана Якова Чернолусского призывают на войну с французами. Уходя на фронт, он обращается к Господу с молитвой и просьбой о сохранении ему жизни, при этом дает обет по возвращении построить храм. Он вернулся невредимым и сразу же приступил к строительству храма в с. Найтоповичи. 

В строительстве приняли участие жители окрестных сёл. 

Из воспоминаний Василия Гермагеновича Шпинькова: «Для строительства церкви кирпич выжигали в соседней деревне Куровщина, а оттуда подавали в село по цепочке. Колокольню строили значительно позже. Кирпич выжигали в урочище Дехановка, а оттуда на лошадях возили к месту стройки. Когда лошади не могли преодолеть крутую гору, и из - под горы кирпич подавали из рук в руки. Носили и по одиночке по две кирпичины. Один хитрец решил облегчить себе участь и перебил кирпичину пополам, чтобы легче было нести. Это заметили и доложили пану. За такую дерзость всыпали бедолаге пятьсот розог. Другим уж неповадно было заниматься подобным». 

Старожилы помнят, как часто они бывали в этой церкви, помнят прекрасные пасхальные дни, огни и перезвон колоколов, разносившийся далеко по округе. Церковь была обнесена полутораметровым забором, с калитками с юга и севера, а перед входом с запада была колокольня. 

Во время коллективизации в церкви разместили колхозный склад, все ценности разграбили и уничтожили. Как вспоминает жительница села Найтоповичи Н. Киселёва, в период строительства школы церковную ограду и колокольню разобрали, кирпич использовали на фундамент…». 

28 августа 1995 году к радости всех верующих церковь была восстановлена и начала действовать. Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы отец Андрей поблагодарил строителей, прихожан за участие в восстановлении церкви. Особую признательность выразил: А. В. Шпигарю, В. М. Шарипову, Н. П. Кравцову, Н. Н. Тищенко, М. И. Астаповскому, М. С. Шавеко и многим другим. 

После реставрации первым младенцем, которого крестили в нашей церкви, была девочка Мария из с. Рюхов.


Крестный ход. 28.08.2005г.

28 августа 2005 года было особенно многолюдно в Найтоповичской церкви. В этот день, в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы праздновали сразу несколько праздников: 180 лет со дня возведения храма, 10 лет со дня его реставрации и День села. Настоятель храма отец Андрей (иерей Андрей Пусько) провёл праздничное богослужение. 
Директор Найтоповичской библиотеки С.Хрипакова и настоятель храма отец Андрей

Сейчас многие люди посещают церковь: венчаются, крестят детей, отпевают умерших. 

Строится колокольня. 

Церковь с. Найтоповичи - это действующий музей народного искусства. Сейчас наш Божий храм красиво украшен красивым рукоделием: полотенцами, скатертями, рушниками т. д. Это сделала Мария Дмитриевна Шавеко, Шпинькова Нина Андреевна, Холощак Т. и другие прихожане. Все кто приходит в Божий храм, с восхищением смотрят на изделия мастериц. 

Найтоповичская церковь - уникальное хранилище исторической и культурной памяти народа.

...........................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область.- М.: Наука, 1998. - С. 588-590. 
· Тихая обитель- церковь Успения Пресвятой Богородицы: Материалы конкурса «История родного края» /Сост.:С. Хрипакова. – Найтоповичи.: Найтоповичская поселенческая центральная библиотека. – 2006. – 6с.




Церковь всех Святых
с. Рассуха

Расположена в центре села на высоком холмистом берегу р. Рассуха. Заменила неоконченный храм 1767 года. 
Рубленные без остатка стены обшиты снаружи и внутри тесом, цоколь кирпичный. Нынешние завершения относятся к кон. 19 в. Характерный для Брянщины данного периода небольшой деревянный храм, выдержанный в духе позднего классицизма.


Во время обряда Крещения в церкви Всех Святых. Обряд совершает о. Игорь

В крестообразной объемной композиции доминирует более крупный основной четверик с поздним легким завершающим восьмериком, имеющим остроугольные щипцы над гранями и фигурную главку. 

Его окружают пониженные прямоугольные в плане пристройки с двускатными кровлями. К трапезной примыкает маленькая стройная колокольня из двух четвериков и более позднего восьмерика с щипцами над гранями и шпилем. 

Сдержанный декор фасадов следует классическим формам каменной архитектуры: пилястры из накладных досок 
Во время обряда Крещения в церкви Всех Святых.Обряд совершает о. Игорь 
(утрачены), карнизы, треугольные фронтоны, декоративные полуциркульные арки над проемами колокольни и простые  рамочные обрамления проемов. 

Внутри центральная часть храма перекрыта восьмигранным сводом с плоской серединой, а связанные с ней боковые помещения имеют плоские потолки. Обшивку стен и потолков покрывает масляная краска. 

Из внутреннего убранства сохранился современный храму простой по формам иконостас (иконы утрачены).

........................................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1998. - С. 591-592.

Церковь Николая Чудотворца
с. Семешково

Церковь Николая Чудотворца стоит в центре села на берегу реки в окружении деревьев. Построена в 1864 г. вместо храма 1764 г. Сохранявшаяся в подполье алтаря металлическая доска сообщала о сооружении здесь помещиком Плешкой еще в 1733 г. более ранней церкви. 

Нынешнее здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом (гвозди кованые), цоколь кирпичный. Своеобразный памятник деревянного зодчества типа восьмерик на четверике, в котором традиционные формы истолкованы в русском стиле. 

Над центром крещатого объема с прямоугольными в плане прирубами, имеющими двускатные кровли, немного возвышается основной четверик, который несет световой восьмерик с шатровым верхом и главкой. Центричность композиции нарушает пристроенная трехъярусная колокольня - четверик и два восьмерика, верхний из которых (звон) увенчан шатром с главкой.
Церковь Николая Чудотворца

Стилизованный фасадный декор на ряду с простыми накладными лопатками на углах и профилированными карнизами включает филенчатые пилястры по краям боковых прирубов с щипцовыми фронтонами и несколько вычурные наличники окон с фронтончиками. Спаренные окна восьмерика с двумя остроугольными завершениями дополняют на боковых прирубах ромбовидные окна между ними. Западный и боковые входы в храм оформлены крыльцами с двумя парами стоек и также с фронтончиками. 

В интерьере центральная часть храма с парусами при переходе к восьмерику объединена широкими арочными проемами с боковыми прирубами, имеющими ложные коробовые своды. Стены окрашены масляной краской. 

Церковь Николая Чудотворца
На плоском перекрытии барабана в кон. 19 в. масляными красками по холсту написан Саваоф в окружении ангелов. Двухъярусный иконостас 2-й пол. 18 в. в стиле украинского барокко, предположительно привезенный из Петербурга, сохранился фрагментарно. Иконы в деисусном ярусе (2-я пол. 19 в.) написаны в позднеакадемической манере с реминисценциями барочной живописи; овальные иконы нижнего яруса (не сохр.) относились к 18 в. Ярусы, отделенные один от другого изломанными карнизами, динамично повышаются к центру, выделенному большими иконами в рамах (прямоугольной и с арочным верхом).

На карнизе боковых пониженных частей расположены овальные иконы в резном обрамлении. Иконостас завершается разорванным фронтоном, в заполненном резьбой тимпане которого помещена икона в круглой раме. Над фронтоном в резном ажурном обрамлении криволинейных очертаний выполнена сцена "Распятие" с предстоящими. Позолоченный резной декор прихотливого рисунка эффектно выделяется на темно-красном фоне иконостаса. 
.....................................................
· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1998. - С. 593-595. 

Церковь Дмитрия Солунского
с. Старое Задубенье

Расположена на холме в центре села, доминирует в его застройке. Возведена в 1780 г., кирпичная и оштукатуренная; северная и южная пристройки, судя по их формам, появились позже. Сравнительно небольшой крестообразный усадебный храм в стиле классицизма, отличающийся рядом самобытных форм. 

В композиции выделен основной цилиндрический двусветный объем с пологой кровлей, увенчанный тонким, глухим, также цилиндрическим, барабаном с главой и ажурным крестом. К основному объему примыкают пониженные пристройки различной формы: необычная, почти круглая в плане алтарная апсида и более низкие боковые прямоугольные рукава с покрытием по коробовым сводам. С запада над папертью возвышается восьмерик звона колокольни с купольной кровлей и коротким шпилем.

Классицистический декор фасадов строг и лаконичен. Стены алтаря и паперти имеют горизонтальную рустовку с разделкой на клинья у арочных ниш паперти; в завершении стен простые карнизы. На стенах основного объема между выступами в прямоугольных филенках помещены арочные окна и нишы с подоконниками. Над боковыми рукавами, вверху выступов основного объема, - овальные проемы. 

Внутренняя отделка довольно простая, со штукатурным карнизом с зубчиками у основания купола. Среди сохранившегося убранства и утвари храма, относящихся к кон. 19 и 1–й пол. 20в., выделяется простой иконостас.
......................................................

· Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1998. - С. 595-597.



 
Оценка пользователей: / 5 (4 из 5 /  Голосов: 5)
ПлохоОтлично 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить