Поиск на сайте

Оцените наш сайт

 

 

200 лет со дня рождения А.К. Толстого

 

 

Штаб-квартира секции
публичных библиотек
Российской библиотечной
ассоциации

 

 

В нашей библиотеке вы можете получить полный доступ к объединенным фондам Национальной электронной библиотеки

 

Яндекс.Метрика

Портал Культура.рф

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ИЗДАНИЯ


МЕТОДИКА   ОРГАНИЗАЦИИ   БИБЛИОТЕЧНОЙ   ВЫСТАВКИ


 

 

ФОРМЫ  ВЫСТАВОЧНОЙ  РАБОТЫ


Классификация выставок

Существуют различные типы библиотечных выставок.
Они различаются по времени действия и по содержанию.

По времени действия

Экспресс-выставка:
▪ одной публикации или книги представляет собой оперативную форму о материалах по актуальной, интересной для различных читательских групп теме. Организуются такие выставки в день поступления периодического издания (или книги) и экспонируются 3-5 дней. В центре выставки с заголовком „Интересная статья“ („Внимание, новая книга!“) помещают статью или книгу, рядом представляют публикацию на данную тему другого автора, если экспонируется статья, и рецензии на данную книгу, если экспонируется книга.
▪ посвященная  важному событию (выборы Президента, олимпиады, событие регионального или местного масштаба и т.д.)

Сезонные (по временам года)

Постоянно действующие (в течение полугода, года)
Единовременные (к мероприятию)


По содержанию различают выставки:

Тематическая выставка - раскрывает наиболее ценную литературу определенной тематики. Такие выставки могут объединяться в циклы, которые часто имеют единое название («Ты родился в России» - цикл выставок в рамках Года российской истории).     
Разновидности:
•    выставки-персоналии (посвящены какому-либо лицу – писателю, поэту, художнику, артисту и т.д. -  и приурочиваются к юбилеям);
•    выставки к знаменательным и памятным датам (в этом году отмечается 200-летие Бородинского сражения);
•    внутриполочные (чаще всего организуют в отраслевых отделах книжного фонда);
•    жанровые (с целью популяризации отдельных изданий, видов или жанров литературы);
•    выставки, ориентированные на пропаганду библиотеки, ее возможностей.
•   по темам, ориентированным на определенную группу читателей данной 
библиотеки;
•   в помощь учебному процессу и т.д.

Выставка-полемика. Для этой выставки выбирают наиболее интересный актуальный материал. В центре выставки под заголовком „Об этой книге спорят“ помещают книгу или статью, а вокруг нее помещают рецензии с различными точками зрения на данное произведение. Название такой выставки можно сформулировать как вопрос.

Выставка-словарь чаще всего организуется в помощь самообразованию и действует как цикл в течение длительного периода времени. Каждая страница экспонируется 2-3 недели. Такая выставка дает расширенное толкование каких-либо терминов. На выставку помещают справочные издания, а также наиболее интересные статьи из периодики, дающие толкование этого термина или освещающие историю данного вопроса, понятия.
Выставка-викторина. При организации такой выставки используются игровые моменты. Разделы выставки формулируются в форме занимательных вопросов, а содержание представленной литературы должно отвечать на заданные вопросы. На выставке помещается обращение к читателям, призывающее принять участие в викторине. Выставка действует, как правило, в течение 1-2 месяцев, по истечении которых подводятся итоги викторины.

Выставка-кроссворд по оформлению и воздействию похода на выставку-викторину. Вопросы к выставке сформулированы и оформлены в виде кроссворда, ответы к которому находятся в представленной литературе.

Выставка-путешествие чаще всего является составной частью заочной игры-путешествия. Она готовится по краеведческой, страноведческой, исторической, научно-популярной и художественной литературе. На выставке помещается обращение к читателям, призывающее принять участие в путешествии, и карта или схема маршрута. Такие выставки включают большое количество иллюстративного материала.

Выставки новых поступлений бывают универсального характера, по типам и видам изданий, по отраслям знаний.

Выставки «одной книги» — вид популяризации отдельных изданий среди широкого круга читателей. Как правило, кроме самого «выставочного» издания, экспонируются публикации, освещающие создание произведения, критические статьи, иллюстративный материал, биографическую справку об авторе произведения. Выставка может быть сопровождена вопросами, способствующими раскрытию содержания книги.
Выставки-просмотры имеют сложную структуру, большое количество разделов. Для каждого раздела отводится особое место (стол или стеллаж). Как правило, их проведение приурочивается к конференциям, семинарам, совещаниям или иным мероприятиям, проходящим в школе. Выставки-просмотры могут проводиться как самостоятельные мероприятия или в комплексе с библиографическими обзорами, лекциями, консультациями.

Выставка - инсталляция – это пространственная композиция созданная из книжных изданий, различных материалов и форм. Главным приемом инсталляции является «вхождение в картину», то есть читатель должен эмоционально воспринимать её как особое помещение, пространство.
Книжные полки могут стать площадкой для книжных инсталляций. Книги дополняются букетами цветов, статуэтками и другими символическими предметами. Инсталляция может быть выделена особым интерьером или оформлением стен. Можно подчеркнуть портал (вход/выход) инсталляции.

 

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И  ПРОВЕДЕНИЯ
И МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Библиотекарю одному из первых дано сказать
свое слово о книге, он  дает ей  путевку в жизнь…»

В.Г.Лидин


Немаловажную роль в популяризации книги играет массовая работа с читателями.    Массовая работа (массовое библиотечно-библиографическое обслуживание) – это удовлетворение культурно-информационных потребностей населения, способствующее привлечению его внимания к библиотеке, чтению, конкретной книге.

Существуют разные формы массовой работы: читательская конференция, литературно-художественный вечер, тематический вечер, фестиваль книги, вечер встречи, вечер вопросов и ответов, премьера книги, презентация, устный журнал, разговор-размышление, обсуждение литературного произведения, обзор и т.д. Однако при всей их разновидности в работе по организации и проведению мероприятий имеются общие составляющие. Рассмотрим их.
Подготовка мероприятия.

Тема и название мероприятия определяются исходя из требований времени, актуальности поднимаемых вопросов, выхода новых книг, а также знаменательными и юбилейными  датами и т.д.

Мероприятие должно иметь адресную направленность, т. е. должна быть определена читательская группа, для которой оно проводится. Малоэффективны мероприятия для разновозрастной аудитории, т.к. для каждого возраста существуют свои книги, свои приемы подачи материалов.

При подготовке необходимо учитывать возрастные психологические особенности  и исходя из этого:
-производить отбор литературы (материалов), обращая особое внимание на художественную и познавательную ценность;
-творчески продумывать приемы подачи материала, которые должны соответствовать тематике и форме данного мероприятия.

Выбирая форму мероприятия очень важно соблюдать правило: форма должна соответствовать своему названию и читательской аудитории.
После того, как определены тема, название, читательская аудитория и форма мероприятия, составляется его план.  Выстраивается порядок изложения темы, выступающие, средства, которые помогут интересно изложить материал.
Необходимо провести индивидуальную работу с читателями, специалистами (организовать сбор отзывов о книге, пригласить  участников мероприятия и собрать информацию о них, пригласить специалистов соответственно выбранной теме и.т.д.).

Затем  следует работа по отбору необходимой литературы,  дополнительных материалов. При отборе литературы организатор мероприятия  использует справочный аппарат библиотеки, читает рецензии, просматривает книги, выбирает издания с определенными иллюстрациями, комментариями, вступительной статьей, знакомится с собранными дополнительно документами. 

Когда отобраны все необходимые материалы, можно приступать к написанию сценария. При подготовке любого мероприятия он необходим, но в зависимости от формы и замысла, он может быть статичен (постоянен), а может – подвижен.
Порядок проведения литературного праздника, читательского турнира, устного журнала должен быть основательно и детально продуман и воплощен. Следовать четко по сценарию (или плану) – одно из условий удачного проведения этих мероприятий.
Важна последовательность и на обсуждении, диспуте. Но в ходе таких мероприятий не нужно бояться отступить в сторону, а при подготовке обязательно следует учесть возможность возникновения спора, неожиданных высказываний, попытки уклониться от темы. Важно, чтобы были раскрыты главные вопросы, не была упущена основная мысль разговора, и в конце прозвучало итоговое выступление ведущего.
План  беседы, обзора книг может быть подвижен в том случае, если нет необходимости соблюдать логическую или хронологическую последовательность.

Приемы подачи материала.
В практику библиотек прочно вошло использование в массовых мероприятиях кинофонофотодокументов, электронных презентаций. Они усиливают воздействие книги на читателя: музыка создает эмоциональный настрой; слайды позволяют проиллюстрировать стихотворный и прозаический текст; голоса поэтов, писателей, актеров помогают подметить детали, лучше воспринять описание, почувствовать настроение литературного произведения.
Фотография поможет нестандартно и увлекательно  провести разговор о жизни и творчестве писателей: с кем  изображен герой встречи,  кем тот приходится (рассказать об их дружбе или чем связаны, или историю любви…). Таким образом, фотография дает возможность углубить знания и впечатления о личности писателя, художника, музыканта и т.д., настраивает на внимательное чтение.
Можно использовать наглядные материалы: различные предметы, игрушки, рисунки  вызывают интерес и привлекают внимание не только детей, но и взрослых.

Со школьниками при обсуждении книги можно использовать такой прием: предложить им представить себя режиссерами фильма, спектакля, поставленного по повести (рассказу). Как они объяснят актеру его роль (внешность, характер, манеры, речь, мотивы поступков героя)? Какую музыку подберут к определенным ситуациям? Какое настроение должен оставить этот фильм у зрителя – грустное, радостное, тревожное? Подростки охотно вступают в эту игру, давая точные и полные характеристики героев. Иногда мнения могут разделиться, возникнет спор.
Приемы подачи материала зависят от  темы и жанра произведения, от описанных в нем событий, поступков героев и т.д. Шаблонное, стереотипное не вызывает интереса у аудитории, а новое легко становится предметом внимания. Поэтому одна из задач массовой работы – поиск новых, нестандартных приемов подачи материала.

В конце сценария необходимо указать библиографию (перечень литературы, документов, использованных для написания сценария).
Сценарий или его сложные части  желательно отрепетировать, чтобы при проведении мероприятия не было накладок.
К мероприятию разрабатывается выставка по его теме, информационно-рекламная продукция (приглашения, буклеты закладки, рекомендательные списки и др.).

Реклама мероприятия.
Необходимо организовать рекламу мероприятия: разместить  объявления в СМИ, в библиотеке, в людных местах, разослать приглашения.

Оформление помещения.
Помещение, в котором будет проходить мероприятие, оформляется в зависимости от его темы и формы. Определяется и оформляется место, где пройдет основное действие и будет стоять выставка, расставляются стулья (столики) для пришедших на мероприятие, украшается зал (рисунки, поделки, цветы, фотографии, плакаты, обращения, цитаты и т.д.).

Проведение мероприятия.
Мероприятие ведет один или несколько ведущих, которые следят за его ходом  и при необходимости корректируют сценарий. Недопустимо неотрывное чтение текста с листа: это может испортить даже превосходно написанный сценарий  (вечер встречи может превратиться в скучную лекцию). Ведущие должны общаться с публикой – это создает приятную  и доверительную обстановку.  Текст  сценария желательно вложить в красивую папку.
Перед началом мероприятия можно раздать информационные материалы  (буклеты, закладки, рекомендательные списки литературы по теме мероприятия). Оно не должно быть сильно затянутым. Оптимальное время: один – полтора часа (если это не крупномасштабное, наподобие фестиваля).

После проведения мероприятия необходимо оформить все материалы.

Оформление документов по  мероприятию.
Материалы по проведенному мероприятию должны быть оформлены (в папку, альбом, фотоматериалы и др.), т.к. являются подтверждающим документом  проведенной работы. Обязательно приложить заверенный список присутствующих на мероприятии.

После проведения мероприятия составляется отчет и пишется статья в СМИ.

Время, необходимое на подготовку мероприятия.
Согласно «Межотраслевым нормам времени на работы, выполняемые в библиотеках»» на подготовку массового мероприятия необходимо:
-читательской конференции               - 94 часа
-литературного вечера, диспута            - 64 часа
-вечера вопросов и ответов, устного журнала   - 50 часов
-клуба по интересам                        - 50 часов
-детского утренника                      - 75 часов
-викторины, конкурса, игры-путешествия         - 75 часов
-выставок:
общебиблиотечного масштаба       
1-50 экз.                              -  11 часов
51-100 экз.                                      -21,5 часов
организуемых на фонде библиотеки (тематические):
1-50 экз.                            -   9 часов
51-100 экз.                                - 18 часов
на фонде отдела:
1-25 экз.                                  - 3,5 часа
26-50 экз.                                  -    7 часов
на полках стеллажей:
1-5экз.                                 -  28 мин.
6-10 экз.                                  -  50 мин.


Литература:

Справочник библиотекаря [текст] /Науч.ред. А.Н.Ванеев, А.А.Минкина. - СПб.: «Профессия», 2002.-448 с.- (Серия «Библиотека»)

Библиотекарь и читатель: проблемы общения [текст]: методическое пособие /под ред. Н.А. Ефимова. - СПб.: Российская национальная библиотека,  1993.- 130 с.

Кузьменкова Е.М. Массовая работа с книгой среди подростков [текст]: методические рекомендации.- М.: 1989.- 32 с.

Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые
в библиотеках // Библиотека и закон: Справочник. Вып.3: Документы, комментарии, консультации, юридические советы  на каждый день /Ред.-сост. Л.Фирсова.- М.: Либерея, 1997.- С.338-386.

 

 
Оценка пользователей: / 1 (4 из 5 /  Голосов: 1)
ПлохоОтлично 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить